Секреты Оренбурга



У любого города есть свои маленькие секреты. Зарытые в землю сокровища, которые никто никогда не найдет, подземные лаборатории, в которых никто не бывал, но там «делают такое»! Байки пересказываются, множатся, обрастают новыми подробностями, но… продолжают жить и оставаться своеобразной «изюминкой» и достопримечательностью.

2,5 км идеальной дороги под Оренбургом похожи на взлётную полосу. Коллаж Екатерины Галузиной.

2,5 км идеальной дороги под Оренбургом похожи на взлётную полосу. Коллаж Екатерины Галузиной.

А чем богат наш ? Есть ли у него что-то необычное и секретное? Возможно, те тайны, о которых мы вам расскажем, всего лишь вымысел и сказка, но, поверьте, многие о них знают и даже верят в них. Мы не претендуем ни на какие доказательства или развенчание мифов, а просто поделимся ими. Верить или нет — это уже личное дело каждого.

Легенда о запасной взлетно-посадочной полосе – одна из самых ярких в Оренбурге.

Дорога с секретом (секретная ВПП)

Если ехать в сторону Краснохолма по Илекской трассе, держа курс на Димитровское (Черновское) водохранилище, любой водитель обратит внимание на один отрезок дороги, который отличается своей ровностью и прямотой. Ровно 2,5 километра идеального асфальта начинается сразу за Старицей и заканчивается недалеко от Краснохолма.

Знающие люди поговаривают, что все это неспроста. Этот участок трассы предназначен для… посадки самолетов, которые могут оказаться в наших краях в случае войны. В качестве косвенного доказательства можно считать то, что его всегда поддерживают в отличном состоянии. На всякий случай… Объект, как говорится, стратегический! Лесопосадки здесь далеко, размаха крыльев, действительно, хватит. Ни столбов, ни указателей, ни проводов – ничего, что могло бы помещать взлету/ посадке самолета.

Может, и правда запасная взлетно-посадочная полоса (ВПП)? Кстати, на этой же трассе, мы нашли еще один участок в районе Нижнепавловка — Дедуровка. Один в один с первым.

Мнение эксперта. Авиационный участок дороги (АУД) должен быть прямолинейным, длиной не менее 2,1-2,5 км. Он должен / иметь «чистые» подходы (то есть не иметь в створе высоких сооружений, ЛЭП, водонапорных башен, пересекающих проводов и пр.). Ширина АУД должна быть не менее 16 м (по другим источникам не менее 40 м).

Если говорить о нашем случае, то согласно топографической карте М-40-2 Генерального штаба, трасса федерального значения Р-335 в районе Нижнепавловка — Дедуровка имеет 2 полосы проезжей части по 8 метров шириной каждая и асфальтовое покрытие. Таким образом, данная трасса удовлетворяет требованиям к АУД только по протяженности и прямолинейности.

Григорий ЗИНЧЕНКО, выпускник военно-инженерной Академии им. Куйбышева (1989 г.)

И тут задумаешься: насколько случайны такие совпадения? Так или иначе, тайна осталась таковой. Но если обратиться к истории, можно сделать выводы, что версия с ВПП может быть не такой уж абсурдной.

Правда или миф?

Исторически принято считать, что впервые подобные посадки стали осуществлять летчики дивизии знаменитого Л.П. Покрышкина, которые в 1945 году садились и взлетали на истребителях Р-39 Aircobra с берлинских автострад. Но легкие «Кобры» — не тяжелые (по 25—30 тонн) МиГ-29 и не Су-25, да и наши трассы не немецкие автобаны.

Но в советские времена подобные авиационные участки дороги проектировались и строились повсеместно еще с 1930-х годов, чтобы создать разветвленную сеть оперативных аэродромов. Подразумевалось, что авиация противника нанесет первый удар непосредственно по аэродромам базирования авиации, а подобные участки позволят вести боевые действия с них. Так же они позволят дозаправить самолеты фронтовой авиации, те, которые не имеют систем дозаправки в воздухе.

Подобные участки дорог в были занесены в справочники для летчиков, конечно, все это было «ДСП» (для служебного пользования, одна из разновидностей грифа «секретно»). Авиационные участки дороги считались запасными аэродромами. Их было около 20 штук по всей стране. Но 1991 год и распад Союза ударил, в том числе, и по этому направлению. Создание таких участков было.

Котельная на рельсах

Проезжая на общественном транспорте по проспекту Победы в областном центре, после перекрестка с улицей Шевченко кондуктора в автобусах и троллейбусах объявляют остановку «Переезд». Откуда взялось это название, если рядом нет ни одного переезда, да и железной дороги не видно?

Несколько десятков лет назад на ул. Шевченко еще можно было увидеть старенькую железную дорогу . Коллаж Александра Топильского

Несколько десятков лет назад на ул. Шевченко еще можно было увидеть старенькую железную дорогу . Коллаж Александра Топильского

Даже совсем молодые жители Оренбурга без труда вспомнят, что параллельно стенам Машзавода вдоль улицы Шевченко совсем недавно по историческим меркам шла одна ветка железной дороги. Ее наличие особо никого не удивляло, поскольку все знали, что Машзавод — такой объект, куда составами могли привозить и увозить то, что производили в его цехах. Ветка уходила далеко за пределы завода и заканчивалась на строительных базах, которые располагались в районе сегодняшней улицы Лесозащитной.

Но что же стало предпосылками появления железной дороги почти в центре Оренбурга?

История берет начало в далеком 1941 году, когда в Чкалов спешно эвакуировали Ленинградский авиаремонтный завод №47, который и стал предшественником ПО «Стрела» — современного предприятия оборонной промышленности.

Факт из истории. Чкалов стал новым местом прописки завода, поскольку в то время город был крупным транспортным узлом и пунктом переработки транзитного грузопотока, идущего по железной дороге из Средней Азии, Казахстана, Урала, Сибири, западных районов и центра. Видимо, не последнюю роль в выборе места дислокации завода сыграли и действующее авиационное училище с его аэродромом, а также наличие ангаров, ставших первыми помещениями для размещения оборудования и производства самолетов.

Эвакуированный завод сразу же разместили в ангарах, стоящих на аэродроме летного училища. Параллельно началось строительство новых производственных корпусов. Заводоуправление временно разместилось в одном из домов на улице Краснознаменной.

Из-за отсутствия на промплощадке энергетических мощностей возникла проблема обеспечения водой, теплом и электроэнергией. Проблема водоснабжения была решена арендой и реконструкцией скважины во дворе местного жителя, жившего неподалеку.

С наступлением холодов, по предложению главного механика И.Я. Кособокова, для подачи тепла в помещения решили использовать снятые с эксплуатации паровозы. Для их транспортировки от станции до завода в неимоверно короткие сроки прокладывается трехкилометровая железнодорожная ветка, по которой и перегнали два паровоза. Боковые стены и крышу новой «котельной» закрыли фанерой. Машины вырабатывали тепло, которым обогревались новые цеха завода. После того, как появилась нормальная система отопления, проложенную железную дорогу использовали для перевозки оборудования и грузов, прибывающих на завод.

Сейчас мало кто вспомнит о железных тружениках, давших тепло тем, кто день и ночь работал в цехах для Победы. Крохой этой памяти стала незаметная остановка, скромно носящая такое непонятное многим название «Переезд».

Источники:

  • Дорога с секретом, Журнал “Легенды Губернии. Где сошлись и Азия”, 2016, сс. 106-107
  • Котельная на рельсах, Журнал “Легенды Губернии. Где сошлись Европа и Азия”, 2016 с. 109