Кинематограф в Оренбурге



«Синематограф» братьев Люмьер попал в Россию через несколько месяцев после своего появления на свет – 4 мая 1896 года состоялся сеанс в петербургском «Аквариуме».

Вечером 2 марта 1897 года в общественном собрании демонстрировало последнее из чудес изобретении — оживленная фотография, названная изобретателем кинематограф.

“Оренбургские губернские ведомости”, 6 марта 1897 года

В тот же год, 22 декабря, в газете «Оренбургский листок» было опубликовано сообщение:

«Кинематограф появился уже и в Оренбурге, но без успехов. Движущиеся фотографии хороши, глядеть же их некому. Искусства этого здесь, видимо, ещё не знают. Надо бы занять помещение подешевле, а не театр и собрание (прим. речь идет о здании Общественного собрания – ныне корпус Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей по адресу: ул. Советская, д. 17), и очень интересные оптические опусы окупятся».

"Оренбургский листок", 22 декабря 1896 года

“Оренбургский листок”, 22 декабря 1896 года

Следующие встречи оренбуржцев с кино состоялись весной 1897 года также в Общественном собрании. 6 марта 1897 года “Оренбургские губернские ведомости” писали:

Чудо XX века. Вечером 2 марта, в общественном собрании демонстрировало последнее из чудес изобретении — оживленная фотография, названная изобретателем кинематограф.

Была поставлена серия картин под названием «Русская неделя в Париже», по следующей программе:

  • Борцы;
  • Площадь большой оперы;
  • Подход поезда;
  • Толпа негров;
  • Русский броненосец «Запорожец» и Французская паровая лодка в открытом море;
  • Выход рабочих из мастерских в Париже;
  • Отъезд Их Императорских Величеств из посольства в сопровождении президента Французской республики;
  • Свидание друзей.

Кроме того, показаны: «купанье детей в бухте», «Коронационное шествие Их Величеств в Успенский собор», танец «Серпентин» со всеми световыми эффектами, «сцена у зубного врача» и «движение по улице в Гавре».

Картина изображающая до того натурально и живо, что получается иллюзия действительной жизни. Вы точно находитесь во сне… Перед вами воочию проходит, торжественно величественное шествие в Успенский собор; вы чувствуете себя в Первопрестольной и поражены грандиозностью и величественностью коронационного движения.

Смотрите ли вы на уличное движенье в Гавре или на приход поезда в Париже, везде перед вами действительная жизнь.

Документальный короткометражный фильм “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота”,  1896 год. Один из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер.

Подходит поезд, останавливается, на встречу ему выходит, из вокзала администрация дороги, из вагонов спешат и пассажиры и проч. По улице проезжают экипажи, двери магазинов открываются, в них входят покупатели, из мастерских выбегают рабочие, и все это движется, куда-то стремится, пропадает, снова является. Сравнение со сновидением еще более уместным является, если упомянуть, что вся эта кипучая, полная сутолоки жизнь в больших европейских городах совершается перед вами при полнейшей тишине, которую изредка нарушают аплодисменты очарованных зрителей. Кроме кинематографа в этот вечер были показаны туманные картины, при освещении друмондоваго света и демонстрирован фонограф. При посредстве особого рупора вся публика одновременно слышала прекрасное исполнение «Тореадора» из оперы «Кармен», романса из оперы «Сердце и рука», игру на стаканчиках, «свист» — известной свистуньи Шау, еврейскую колыбельную песню и проч.

Некоторые из публики сами продекламировали и спели, и тотчас же слышали точное повторение исполненного ими фонографом.

Фонограф уже перестал удивлять оренбуржцев, так как кроме приезжих с фонографом многие постоянно имеют возможность слышать любимые ими номера, благодаря приобретению аппарата некоторыми из оренбургских обывателей. Устройство этого аппарата объясняется даже в начальных наших училищах и вошло в последнее издание физики. Что же касается «кинематографа», то это пока для нас чудесная новинка и желательно бы познакомиться с его устройством. Нас вообще редко балуют публичными лекциями и демонстрацией научных изобретений. Так, например, в Оренбурге до сих пор не было лекций и демонстрации «рентгеновских лучей», если не считать, единичного, кажется, случая в местном физико-медицинском обществе. Между тем, в других городах это давно уже практикуется и для учащейся молодежи и для взрослой публики.

Очевидец события писал:

«Демонстрировано последнее из чудес изобретения – оживлённая фотография, названная «кинематограф».

Оренбуржцам пришлось сожалеть лишь о том, что «заезжий предприниматель обладает очень плохими аппаратами и его движущиеся фотографии не только двигаются по горизонтали, но пляшут также вверх и вниз, покрытые какими-то сверкающими бликами. Но всё же синематограммы представляют истинное чудо конца нашего века, и публика осталась вечером довольна. Это дивное изобретение ждёт лучшей участи».

Здание Общественного (Дворянского) собрания в Оренбурге

Здание Общественного (Дворянского) собрания в Оренбурге

Затем киносеансы проводились на бульваре, в вокзале купца Белова, в театре, в цирке, в Народном доме (прим. располагался на месте современного театра Музыкальной комедии), в помещении ресторана «Декаданс» (сейчас – Оренбургский государственный татарский драматический театр имени М.Файзи). В теплое время года представления устраивались в Тополевом саду и саду Общественного собрания.

Тополевый сад в Оренбурге

Тополевый сад в Оренбурге

Первоначально синематографические сеансы давались только гастролирующими демонстраторами. Газета «Оренбургский листок» от 27 июня 1904 г. сообщает о гастролях г. Брауна, «который от имени дирекции известного Люмьера показывает биоскопические кинематографа». Им было показано «много картин комического содержания и фантастических, например, путешествие астрономов на Луну, по Жуль Верну», но у народа большой популярностью пользовались про русско-японскую войну. Современник событий рассказывал, что

«стычка передового отряда русских с японцами, отнятие и знамени у японцев производят патриотический фурор. Живая фотография лишена цветов и звуков, все прочее – полная иллюзия… Синематограф – интересное и благодарное искусство будущего».

Со второй половине первого десятилетия ХХ века в Оренбурге появились первые постоянно действующие кинотеатры. С осени 1907 года в городе действовало два постоянных кинотеатра, оба на Николаевской улице (ныне – ул. Советская): «Театр-Кинемо» Н.И. Чаринова и «Биоскоп» Д.А. Когана.

Весной 1914 года был поднят вопрос об использовании кинематографа «для образовательных и воспитательных целей». Однако правление семейно-педагогического общества, рассматривавшее его, отказалось взять на себя ответственность за организацию «научного кинематографа». В результате этим занялось Оренбургское общество содействия физическому развитию детей: в кинотеатре «Идеал» демонстрировались такие как «Жизнь микробов», «Жизнь птиц» и «Змеи в медицине». В этот период помещения кинотеатров очень активно использовались для проведения благотворительных мероприятий. Так, в декабре 1915 года в кинематографе «Люкс» Обществом взаимного вспомоществования приказчиков были организованы киносеансы, сбор от которых пошёл на выдачу пособий семьям членов Общества, призванных на Первую мировую войну.

Вагон «Советский кинематограф» агитпоезда им. Ленина. 1918–1922 годы

Вагон «Советский кинематограф» агитпоезда им. Ленина. 1918–1922 годы

В апреле 1918 г. газета «Известия Губернского Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов» сообщала:

«Советом городского хозяйств реквизированы все местные кинематографы: Аполло, Люкс, Фурор, Чары и для заведывания ими образована, в каждом из кинематографов, коллегия служащих. Кроме того, при Совете учреждается особый центральный отдел, который будет вести, как хозяйственный учет, так и общее руководство».

В середине 20-х гг. прошлого столетия встречается первое упоминание о съемках кино на территории Оренбуржья. Связано оно с фильмом  «7 ноября в Оренбурге». В письме председателя Оренбургского губернского исполнительного комитета Ф.К. Маслова в Киргизский центральный исполнительный комитет от 19 января 1925 г. содержится просьба принять дополнительные расходы на съемку данной картины.

В ноябре 1925 г. начались киносъемки фильма «Степные огни», освещающего жизнь рабочего класса Оренбуржья в период 1905-1925 гг. Об этом мы узнаем из письма председателя Оренбургского губернского совета профессиональных союзов губернскому отделу профсоюза «Металлист». В съемках приняли участие рабочие Ташкентской железной дороги и жители города. По сообщению газеты «Смычка», картина вышла на экраны области 1 апреля 1927 г.

Доклад инструктора Оренбургского уездного отдела народного образования Суркова в Оренбургское губернское управление политико-просветительной и внешкольной работы содержит сведения о работе кинопередвижки в Нижне-Павловской, Краснохолмской и Переволоцкой волостях Оренбургского уезда (ныне территории Оренбургского и Переволоцкого районов) в период с 8 февраля по 5 марта 1926 г.

В заметке «Кинопостановки в году», напечатанной в газете «Смычка» от 11 ноября 1926 г. приводится информация о репертуаре и кассовых сборах кинотеатров г. Оренбурга.

На развороте газеты «Смычка» от 10 апреля 1928 г. под лозунгом «Кинофронт будет укреплен» сообщалось о «взятии курса на советские фильмы», необходимости удешевления стоимости билетов, кинофикации деревни.

Кинопередвижка Всероссийского Фотокиноотдела Наркомпроса. 1935 год.

Кинопередвижка Всероссийского Фотокиноотдела Наркомпроса. 1935 год.

Уже к весне 1928 года в Оренбургском округе работало десять стационарных кино: два в Илецке (сейчас Соль-Илецк) и по одному в Орске, Каширинске (сейчас село Октябрьское), Петровском, Шарлыке, Илеке, Краснохолме, Покровке (сейчас Новосергиевский район) и Троицком (современный Тюльганский район). На 1 января 1939 года в области действовало 36 постоянных кинотеатров вместимостью 10 тыс. 526 мест, три сезонных на 1 тыс. 730 человек и 135 кинопередвижек, в том числе 39 звуковых и 96 немых.

С началом Великой Отечественной войны произошла перестройка кинопроизводства.

— В связи с новыми условиями и задачами военного времени работа киносети должна быть перестроена на военный лад, — отмечалось в инструктивном письме начальника Управления кинофикации Чкаловского облисполкома И.В. Михалкина директорам кинотеатров от 22 августа 1941 года. — Пересмотреть репертуар — он должен состоять прежде всего из кинофильмов, воспитывающих ненависть к германским фашистам («Если завтра война», «Профессор Мамлок»); подготавливающих население к воздушным налётам и химической обороне; воспитывающих любовь к своей Родине и преданность партии («Ленин в Октябре», «Возвращение Максима»); военно-исторические («Петр I», «Суворов»); показывающие силу Красной Армии («Линия Маннергейма», «В тылу у врага»); пропагандирующие бдительность («На границе», «Высокая награда»); о героической борьбе Красной Армии в период Гражданской войны («Чапаев», «Щорс»).Особое внимание должно быть обращено на демонстрацию киножурналов, сборников кинохроники с репортажем боевых эпизодов действующей армии и тыла. Рекламирование кинофильмов должно носить военное пропагандистское направление, следует ознакомить население с кратким содержанием фильмов в газетах, через радио, на плакатах и щитах со снимками героев и кадров.

В этот период в кинотеатрах демонстрируются киножурналы, рассказывающие о событиях на фронте. Огромной популярностью пользовался фильм «Парад наших войск на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». Как отмечалось в сообщениях прессы, после просмотра этого фильма «зритель покидал зал с чувством уверенности в Победе, с желанием ещё больше работать на благо Родины».

После окончания войны количество кинотеатров в области постепенно стало увеличиваться. Так, к 1949 году в Чкаловской области насчитывалось 326 киноустановок, в 1952 г. – 495, из них 72 – автокинопередвижки.

Об открытии первого в области широкоэкранного кинотеатра «Железнодорожник» в г. Оренбурге сообщалось в газете «Южный Урал» от 8 декабря 1958 г. Новейшая киноаппаратура предназначалась для показа широкоэкранных и обычных фильмов. Первый художественный фильм, который увидели оренбуржцы – «Хождение за три моря».

В газете «Южный Урал» от 7 ноября 1959 г. была опубликована статья, содержащая сведения об открытии в начале ноября 1959 г. в Кировском районе (ныне – Центральный район) г. Оренбурга широкоэкранного кинотеатра «Сокол» со зрительным залом на 500 мест. На строительство кинотеатра было затрачено почти 2 млн. рублей.

В информации начальника Оренбургского областного управления кинофикации И.И. Вергунова заместителю председателя Оренбургского облисполкома И.В. Чернышевой о строительстве в области в период с 1958 по 1965 гг. приведены данные о строительстве за счет ссуды Госбанка 8-ми кинотеатров («Колос» (Новосергиевка), «Восток» (Светлый), «Луч» (Новотроицк), «Мир» (Саракташ), «Октябрь» (Соль-Илецк), «Берёзка» (Бузулук)) и 14 киноплощадок (в г. Сорочинске, с. Ново-Орске и т.д.) с общим количеством посадочных мест 10 052.

В январе 1967-го было принято решение Оренбургского облисполкома № 43 об открытии кинотеатров «Космос» (Оренбург), «Спутник» (Энергетик, Гайский район), «Заря» (Ясный, Светлинский район).

Кинотеатр "Космос", Оренбург, 1973 год

Кинотеатр “Космос”, Оренбург, 1973 год

По данным оренбургского историка Н. Сайгина, в 1971-1975 годы в области построено пять кинотеатров на 2 937 посадочных мест, в том числе в Орске — на 806 мест, в Новотроицке — на 804 места, в Бугуруслане — на 410, два в Оренбурге на 297 мест и летняя киноэстрада в селе Александровка Александровского района на 400 мест.

Тем не менее большинство кинотеатров, построенных в советское время, в настоящий момент не работают. Из числа ещё советских кинотеатров в Оренбурге сейчас работают только два — «Сокол» и «Космос».    

По материалам ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» 

Перевести денежные средства на развитие проекта "Бердская слобода" можно любым удобным для Вас способом: