По инициативе оренбургского губернатора Н.А. Крыжановского на средства, собранные по всей России в русско-византийском стиле в 1894 году в Оренбурге был построен Казанский кафедральный собор. Он представлял собой огромное здание «с высящимся посередине обширным куполом, по бокам которого с трех сторон находились три полукупола, а между ними выступали снаружи четыре колоколенки». В ширину Кафедральный собор составлял 42 метра, в длину – 47 метров, в высоту – 54 метра.

Проекта Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры А.А. Ященко.

Проекта Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры А.А. Ященко.

В 1876 году оренбургский землевладелец, П.Ф. Исеев, по поручению и от от имени оренбургского генерал-губернатора, генерал-адъютанта Крыжановского, обратился в Санкт-Петербургское Общество архитекторов с просьбой

“задать в среде Общества конкурс на составление проекта предполагаемого к постройке собора в г. Оренбурге, предоставляя в распоряжение Общества на премии 600 рублей”.

В 1877 году журнал “Зодчий” писал:

до настоящего времени не имеет соборного храма и довольствуется двумя старыми, тесными церквами. Два с половиной года тому назад была открыта по всей России подписка для составления капитала на постройку храма, которая дала по 1-е января текущего года сбора 44,965 руб., из которых один Оренбург пожертвовал 2000 руб. Разумеется, средства эти ничтожны в виду размеров предполагаемого собора на 2000 человек; исполнение потребует не менее 250 тысяч руб. расход. <…>

Общество приняло предложение, и правление просило г. Исеева представить данные для составления программы, передав вместе с тем и те общие правила, какие Общество ставит непременным условием при объявлений конкурсов.  <…>

Но с тех пор, сколько нам известно, в Общество не поступило ни плана местности, ни главнейших данных для руководства при составлении конкурсной программы, и потому дальнейшая судьба предприятия нам неизвестна.

Переписка с Крыжановским продолжалась почти год, после получения дополнительной информации Собрание Общества архитекторов приняло решение “передать той же комиссии с тем, чтобы она, на основании новых сведений, разработала программу конкурса”.

5 марта 1887 года в журнале “Зодчий” №10 была опубликована эта программа.

Конкурсная программа

С-Петербургское Общество архитекторов, вследствие просьбы комитета по сбору пожертвований на сооружение соборного храма в г. Оренбурге, имеет честь пригласить гг. архитекторов к участию в настоящем конкурсе, на основании следующих условий:

  1. Храм предполагается построить на площади А (см. ситуационный план), имеющей среднюю ширину в 80 саж. и длину в 160; собственно же место для самого собора длин. 40 саж., шир. 30 саж., считая с оградою вокруг церкви и т.д.
  2. Церковь предназначается на 2000 человек богомольцев, полагая по 1 чел. на кв. саж.
  3. В алтарной части храма, кроме трех престолов, должны быть особые отделения для помещения ризницы и церковной библиотеки; ход в библиотеку должен быть отдельный.
  4. Солея перед иконостасом должна иметь не менее 3 арш. ширины.
  5. При церкви должно быть теплое помещение для сторожа (около входа)
  6. Число глав определяется ; для колоколов, из коих самый большой будет весить до 700 пуд., особой колокольни не предполагается. Они должны быть размещены в боковых куполах или в особо приспособленной звоннице.
  7. Выбор стиля предоставляется исполнителям.
  8. Храм предполагается построить из обыкновенного обожженного кирпича, с отштукатуркою внутри и снаружи, причем внутри храма, на более видных местах, стены могут быть отделаны яшмовыми досками, так как подобного рода камень находится в изобилии в Оренбургском крае.

Общие условия:

а) Проекты предоставляются в виде эскизов, сработанных в масштабе ½ дюйма на сажень и должны состоять из детального плана, лицевого фасада, разреза и перспективного вида.

б) Геометральные чертежи должны быть сработаны в чертах или тушеваны одним тоном, и перспектива – акварелью.

в) Крайним сроком для предоставления конкурсных проектов в Спб. Общество архитекторов, в здании Императорской Академии Художеств, назначается 25-го апреля, 1878 года, 8 ч. вечера.

г) Проекты снабжаются девизом или знаком и сопровождаются конвертом, с именем и жительством автора.

д) Конкурсные работы представляются в папках и отнюдь не свернутыми в трубку.

е) В получении проектов выдаются квитанции, по. Которым можно получать обратно непремированные работы.

ж ) До и после присуждения премий, проекты выставляются в помещении Спб. Общества архитекторов.

з) За относительно лучшие проекты выдаются премии в 300, 200 и 100 руб.

и) Невыдача премий может быть мотивирована только несвоевременным предоставлением работ или отступлением условий сей программы

к) Отзыв судей будет прочтен в Спб. Обществе архитекторов и публикован в «Зодчем» ‘

л) Премированные проекты поступают в собственность комитета. Право публикации оных в «Зодчем» оставляет за собою Спб. Общество архитекторов.

м) Нижеподписавшиеся члены жюри отказываются от всякого прямого и косвенного участия в конкурсном состязании.

Члены-жюри: Резанов, Грумм, Бернгард, Гедике, Рахау.

В 21-м номере журнала «Зодчий» за 1878 года были опубликованы отзывы членов жюри о конкурсных проектах Соборного храма в Оренбурге.

Проекты Казанского Кафедрального собора в Оренбурге, подготовленные академиками архитектуру В.А. Шретером (1-я премия) и А.А. Карбоньером (3-я премия), 1879 год

Проекты Казанского Кафедрального собора в Оренбурге, подготовленные академиками архитектуру В.А. Шретером (1-я премия) и А.А. Карбоньером (3-я премия), 1879 год

Рассмотрению жюри подлежали три проекта, представленные в Общество 25 апреля сего года, под девизами: «Валяй», «Коли сам плох, так не поможет Бог» и «Киргизские степи».

Проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.А. Шретера (1-я премия), 1879 год.

Проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.А. Шретера (1-я премия), 1879 год.

Проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.А. Шретера (1-я премия), 1879 год.

Проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.А. Шретера (1-я премия), 1879 год.

Проект под девизом «Валяй» вполне удовлетворяет 1-му пункту программы, по которому место для собора с оградой определено в 40 саж. длины и 30 саж. ширины; — так как самый собор занимает площадь застройки, считая с наружной лестницей, около 24-х саж. длины и 16 ½  саж. ширины, то до ограды остается около 7 саж. на все 4-ре стороны, что дает возможность устроить около собора сквер.

По 2-му пункту программы помещение для 2000 богомольцев, по 15 человек на кв. саж., должно было быть около 133-х кв. саж.; — в проекте же имеется в прямых частях около 130 кв. саж., а если считать еще места в нишах, то общее квадратное содержание удовлетворяет программе.

Все помещения, поименованные в 3-м пункте программы, имеются в проекте, но комиссия находит, что главный алтарь недостаточно глубок для совершения в нем архиерейского или соборного богослужения; боковые же приделы, хотя и имеют достаточную глубину, но по ширине своей определяют место для иконостаса всего 6 аршин, что должно признать недостаточным для художественной обработки его.

Ризницы в 3 аршина узки и, как проходные, при этой ширине, неудобны для постановки шкафов.

Библиотека, в 2 аршина шириною, — узка и ее не следовало бы делать открытою со стороны алтаря, так как шкафы, которые должны быть в ней поставлены и которые могут быть довольно высокие, будут вредить впечатлению алтаря из храма.

Солеи пред иконостасами достаточной ширины.

Помещение для сторожа хотя и удовлетворяет требованию программы, так как оно назначено около входа, но за неимением другого выхода, как через паперть, представляет много неудобства.

Общая проектировка плана весьма удобна; входящему в собор видна вся перспектива храма, что, при художественном богатстве и обработке разреза проекта, должно производить надлежащее впечатление.

Боковые входы размещены очень удачно, устраняя сквозной ветер в центральной части собора; они удобны как при соборном богослужении, так и при служении в боковых приделах.

Фасад хорош и изящен. Желательно было бы расширить несколько купол. Звонница, открытая только с одной стороны, не совсем удобна для распространения благовеста.

Акварельная перспектива прекрасна.

Вообще эскиз проекта под девизом «Валяй» заслуживает полного одобрения и в авторе его виден талантливый художник и мастерский исполнитель.

Все указанные выше недостатки могут быть устранены при обработке проекта.

Проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.П. Леонова (2-я премия), 1879 год.

Проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.П. Леонова (2-я премия), 1879 год.

Проект под девизом «Коли сам плох, так не поможет Бог» занимает, со входом, в длину 29 саж., в ширину 30 саж., так что ограда с боков и сзади может примыкать к башенным входам, а с лицевой стороны пространство между оградой и собором будет около 11 сажень.

Внутреннее квадратное содержание храма достаточно несколько даже более против программы, а именно 137 кв. саж.; но в плане нет единства и существуют такие места, откуда не видно и даже не может быть слышно богослужения; проектировка проходных пилонов неудачна.

Глубина алтарей, среднего в 7 аршин и боковых в 5 арш., — недостаточна.

Ризница и помещены хорошо.

Солеи несколько узки против ширины, требуемой программой.

Помещение сторожа в подвале может быть допущено и устроено с удобным сообщением с папертью и с наружным выходом.

Разрез, преимущественно же большой купол, требует обработки в конструктивном отношении; в боковых куполах слишком много окон.

В фасаде боковые купола врезаны в стены, что нельзя признать удовлетворительным; в общем же фасад очень хорош и силуэт его прекрасен; в композиции его видно основательное изучение стиля. Желательно было бы, что бы колонки с куполами вокруг главного барабана были иначе обработаны или совсем уничтожены.

Затем третий проект под девизом «Киргизские степи», по квадратному своему содержанию и по возможности оградить его, удовлетворяет требованию программы.

Алтари по размерам своим достаточны, но формы алтарей боковых приделов очень неудобны, некрасивы и затруднительны для художественной обработки в православном храме.

Ризница и по размерам достаточны и помещены удобно.

В помещении сторожа тоже неудобство, как и в проекте под девизом «Валяй»: не имеется особого выхода.

В разрезе поражают кривые боковые части, видные за иконостасами боковых приделов.

Боковые купола ни в конструктивном, ни в художественном отношениях неудачны.

Внутренние формы всех куполов некрасивы, ни в художественном.

Фасад слишком сжат и вообще требует обработки. Звонница помещена глухо.

На основании настоящего отзыва, комиссия членов-жюри, руководствуясь пунктами З и И общих условий программы, предлагает Обществу присудить три назначенные премии за представленные проекты в следующем порядке:

Первую — проекту под девизом «Валяй» (автор В.А. Шретер).

Вторую — проекту под девизом «Коли сам плох, так не может Бог» (автор г. Леонов).

Третью — проекту под девизом «Киргизские степи» (автор А.А. Карбоньер).

Члены комиссии: А. Резанов, Д. Гримм, Р. Гедике, Кольман.

В 1879 году в “Зодчем” была опубликована небольшая заметка “Конкурсные проекты соборного храма для города Оренбурга”:

Программа этого конкурса была публикована в “Воскресном прибавлении” к журналу «Зодчий» 1878 г. на стр. 47 , а отзыв судей помещен там же на стр. 109. Окончательная разработка проекта была поручена В.А. Шретеру, получившему 1-ю премию на конкурсе, причем выражено желание сохранить всецело план конкурсного проекта, а изменить только фасады, придав им формы московских церквей и взяв в пример прекрасный фасад 2-го по достоинству конкурсного проекта покойного В.П. Леонова. Задача эта давно исполнена, и проект, вероятно, будет исполнен в натуре.

Так конкурсный комитет предложил Шретеру доделать свой проект, за основу приняв внешний вид, предложенный художником Леоновым. 26 октября 1879 г. проект собора вновь был рассмотрен, принят и утвержден. Сметная стоимость строительства составила 700 000 рублей. Таких денег город не имел, было собрано в десять раз меньше – около 79 000 рублей. Проект собора и его строительство отложили до лучших времен…

Доработанный проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.А. Шретера.

Доработанный проект Казанского Кафедрального собора в Оренбурге академика архитектуры В.А. Шретера.

Спустя шесть лет, в 1885 году, оренбургский Николай Алексеевич за помощью предложил обратиться к находившемуся в то время в Оренбурге академику Александру Александровичу Ященко, русскому архитектору, мастеру неовизантийского стиля, академику Императорской Академии художеств. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта ему потребовалось менее года.

23 января 1886 г. проект Высочайше был утвержден со сметной стоимостью строительства в 213 400 рублей. Вскоре начались земляные работы. После торжественной литургии 20 сентября (8 сентября по старому стилю) 1886 года архиерей Макарий с крестным ходом опустился по земляному откосу вглубь разработанного для постройки храма места, углубленного до десяти с половиной аршин (более семи метров), и совершил закладку храма на Сакмарской площади (ныне – территория сквера около Дома Советов).

© 2021, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x