Традиция первомайских гуляний установилась в Оренбурге задолго до того, как в календаре появился День солидарности трудящихся. В этот день в городе начинался сезон городских гуляний.

Оренбург, гора Маяк. 1912 год

Из путеводителя П.Д. Райского:

«Маяк – обычное место встреч весны простым народом. Ежегодно 1 мая почти вся гора бывает усыпана веселыми компаниями, восседающими и возлежащими на коврах вокруг самовара, причем чаепитие сопровождается обильными возлияниями в честь Бахуса и разными закусками. Говор, хохот, звуки гармоники и пляски не умолкают до поздней ночи. При возвращении в город пешим в ночное время подгулявший субъект рискует свалиться в одну из бесчисленных ям, так как каменоломни ничем не огорожены. Маяк для Оренбурга то же, что Воробьевы горы для Москвы».

Первомай – семейный праздник

Некто С. Барбачёв, живший в Оренбурге в начале 1870 годов писал:

«С первого мая открывается у нас летний сезон гуляний наших. В этот день весь город без различий сословий, состояния, пола, возраста и народностей спешит на «Маяк». С утра начинают жители города и слободок тянуться разорванной цепью, пешком и в экипажах по направлению от города к Маячной горе. В полдень цепь эта становится теснее, а с обеда обращается в непрерывную. Пешие и конные, больные и здоровые, старые и малые, плебеи и аристократия купно с буржуазией – все, повинуясь установившемуся издревле обычаю, спешат с чаем, обедом и ужином переселиться на Маяк, чтобы насладиться созерцанием зелени и красивой местности, открывающейся взору с маячной горы, подышать свежим воздухом после «воздухов» городских, насыщенных пылью, зловонием и всякого рода миазмами».

При этом С. Барбачёв подчёркивал:

«Праздник на Маяке – это праздник чисто семейный, праздник тесных кружков, которые, находясь бок о бок к друг другу, не смешиваясь между собой, по крайней мере, до тех пор, когда довольно упившиеся члены одного кружка случайно непослушными ногами заносятся или неожиданно сваливаются в соседний кружок, возбуждая в женщинах ужас, а в подгулявших мужчинах безобидный смех. Весенний ли воздух или добродушное настроение гуляющих до того действует успокоительно на нервы, что публика ведёт себя благодушно: слышатся смех, песни, оживлённый говор, правда, к ночи переходящий в перебранку – иногда крупную. Даже пьяные в нынешнем году были чрезвычайно спокойны и подбираемые полисменами беспрекословно, по указанию их ложились в ложбине на спуске в рощу, что против так называемых Пугачёвских редутов и мирно засыпали»…

Участник первомайских праздников в 1877 году свидетельствовал:

«Первое мая – день традиционного гулянья оренбургского общества на Маяке в этом году имело совершенно иную физиономию от прежних лет: было больше увеселений и далеко меньше веселящегося народа… Не было, как в прежние годы живописных групп, там и сям весело, непринуждённо рассеявшихся по всему протяжению Маяка.

Официально устроенное гулянье с песенниками, музыкой, разными гимнастическими играми с призами для наиболее отличившихся, и гулянье, устроенное с благотворительной целью в пользу общества «Красного Креста», не привлекли, однако, на Маяк бывшей прежде разнообразной пёстрой и многочисленной толпы, и, предавши гулянью физиономию какого-то официального хождения от одной забавы к другой, отняло у него тот чисто семейный характер, который в былые годы составлял лучшую сторону этого народного праздника.

Правда, там, где около столба, на который за известный приз находились охотники взобраться с помощью рук и ног и неловко после первых попыток скатывались на землю, раздавался смех толпы, которая таким же смехом приветствовала всякого неловкого прыгуна через скамейку или деревянную лошадь, падавшую вместе с желавшим перепрыгнуть через них. Смеялась толпа и над теми, кто проходил под ведром воды, привешенным к канату, перекинутому на два столба, ударяя в дно ведра копьём, и совершенно неожиданно для себя окачивался холодной водой».

Современник событий огорчённо заметил:

«Но смех толпы был какой-то порывистый, быстро прекращающийся. Не было того благодушия, каким отличалось гулянье прежде и вопреки установившемуся обычаю встречать на Маяке чуть не рассвет следующего дня, Маяк опустел засветло. С пяти часов вечера можно было встретить едущих и идущих с гулянья обратно в город, несмотря на то, что прекрасная погода, стоявшая в этот день, располагала каждого подольше подышать свежим воздухом. Народ возвращался в пыль и духоту, не успевши разгуляться вдосталь по широкой русской натуре.

…Многочисленные толпы народа вечером 1 мая наполняли рощу за рекой Уралом, где на просторе веселились по-своему. На бульваре тоже было довольно людно. Словом, гуляющие на этот раз разбились на три группы. Я должен был побывать всюду…»

Празднование праздника весны проводилось и на бульваре:

«Здесь не было ничего особенно примечательного; публика, бывшая тут, принадлежала по положению больше к выдающемуся купечеству и чиновничеству средней руки. Гуляла чинно, смеялась тихо, говорила о войне и о нарядах, о пожертвованиях в пользу раненых воинов и о дурном пиве в Оренбурге и, вообще, «о том, о сём, а больше ни о чём». Я переправился в рощу.

Ещё, когда я плыл на ту сторону Урала, мне навстречу попадались лодки с поющими седоками и сиделками; весело и звонко раздавались их песни по реке, и веселье невольно сообщилось и мне. Я бодро выпрыгнул на берег и пошёл перебегать от одной кучки людей к другой.

Смех, песни, громкий весёлый говор оглашали рощу. Много забавного, беззаботного бросалось в глаза, когда я подходил к кучкам и кружкам, возлежавшим в разных местах рощи под действием паров Бахуса беззлобно острившим и беседовавшим между собой».

4 мая 1897 года газета “Оренбургский листок” сообщала:

«Первое мая – праздник весны красной. Несомненно, что празднование этого дня ведет свое начало из глубокой, языческой древности; дню приурочен поэтический отдых на лоне зеленеющей природы, и потому 1 или 5 мая отдыхать в сущности одно и то же, а отдохнуть полезно, особенно детям. В старину школьникам давали в мае три дня отдыха в полях или рощах (1, 15 и 30) и называли эти дни «рекреациями» (recreatio). Игры на чистом воздухе Возрождающейся природы в страдные дни экзаменов действительно оживляли школьников. Надо пожалеть, что в Оренбург этот добрый обычай не практикуется нашими педагогами. А маевка в этом году вышла при чудной погод, как бы на зависть детям. Теперь школярам нашим незнакома и песенка хоровая по латыни:

«Quam es, Mai, blandus, Svavis et amandus! Campi sunt virentes, Arbores florentes», и т. д.

Горожане однако маевали с охотой и наполнили не только рощу за p. Уралом, но видны были группы в лугах за Форштадтом, за рекой Сакмарой, на Соболевой горе, особенно же много было народу на Маяке. Кстати, 1 мая был и татарский праздник Курбан – Байрам (праздник жертв), а татары очень любят понежиться на «зеленях». Дети восторгались, слушая чарующее «ку-ку» кукушки, гоняясь за пестрокрылыми бабочками, летающими майскими жуками, срывая цветочки и бегая в запуски («в горелки”, напр.). Май начался благоприятно».

В начале мая 1905 года корреспондент «Оренбургской газеты» информировал:

«Первое мая. Праздник весны, хотя и совпал ныне с воскресным днём, но в общем прошёл очень спокойно. В прошедшие года в этот день было гораздо шумнее, а главное – пьянее. Следует ли это приписать общему гнетущему состоянию, переживаемому в настоящее время и отчасти принятым усиленным предупредительным мерам, неизвестно, но повторяем, такого бесшабашного разгула, какой замечался в прежние «первое мая», не было. По обыкновению горожане с чадами и домочадцами выезжали на маёвку в рощу, на Маяк, в Форштадтские луга. Вечером почти весь город собрался на бульваре, где играет прекрасный казачий оркестр».

Первомай – день стачек и протестов

Празднование 1 Мая, как дня протеста, в Оренбурге впервые состоялось в 1905 году. По данным начальника отдела Оренбургского центра документации (бывшего партархива) Ирины Люкшиной, именно эта дата упоминается в материалах.

В роще за горой Маяк, Е.А. Тихменев.

В роще за горой Маяк, Е.А. Тихменев.

Впервые жители города собрались на празднование 1 Мая в 1905 году. Первая маевка совсем не походила на митинг. Собравшиеся на нее 18 человек под руководством оренбургского революционера Давида Гинзбурга проводили свою встречу в условиях полной конспирации. Местом такого собрания стали кирпичные заводы, расположенные в тот период в районе горы Маяк (ныне там расположена электростанция «Маяк»).

«В этом месте к 11 часам вечера собрались 18 человек: преимущественно рабочие Ташкентской железной дороги. Возглавлял маевку Д.Г. Гинзбург. Для обеспечения безопасности были выставлены посты, предупреждавшие о приближении полиции. После того как был замечен казацкий разъезд, на собрании был поднят вопрос о вооруженном сопротивлении – многие из присутствовавших были с револьверами – большинством голосов было принято решение разойтись без кровопролития. Первая оренбургская маевка продолжалась полтора часа».

Таким образом первая оренбургская маевка, как акция протеста, прошла бескровно. И этот вид протеста, стал весьма популярным в рабочей среде. На следующий, 1906 год 1 Мая в том же лесу на берегу Сакмары собралось уже до тысячи человек. Тому были причины. Перед крупным митингом на основных предприятиях города революционеры всех мастей провели серьезную подготовку.

В главных железнодорожных мастерских, на паровых мукомольных мельницах, на заводе Орлес, на механическом заводе Эверта, на бойнях, кожевенных заводах и мелких мастерских – повсюду распространялись листовки, шла агитационная и пропагандистская работа. И в результате на берег Сакмары вышло колоссальное количество рабочих с семьями.

Пришедшие готовили пищу на кострах, распивали чай и более крепкие напитки. Слушали выступавших ораторов и просто радовались жизни.

Такой праздник ни казаки, ни жандармы портить людям не стали. Власти ждали демонстрацию на улицах города. Но руководители акции благоразумно решили ограничиться народными гуляньями.

В 1907 году маевка оказалась едва ли не самой конфликтной в истории проведения этого праздника.

Народу под горой Маяк на реке Сакмара собралось меньше, чем год назад, около 400 человек. Но состав был уже боевой. Никаких семей. Помимо ведомых рабочих в митинге принимали участие острые на язык городские интеллигенты и учащиеся разных учебных заведений. Их окружали две казачьи сотни, не желавшие выпустить эту агрессивно настроенную и вооруженную толпу в город.

Но поначалу сами демонстранты стали выяснять отношения между собой. Чуть не подрались. Как позже писали советские историки, произошел раскол между митингующими на социал-демократов и эсеров.

В конце концов весь негатив, как и положено, вылился на людей, представлявших государственные интересы, а именно – на следивших за порядком казаков. В ходе стычек были применены нагайки. Начались аресты.

Через много лет в Оренбурге была написана картина мифологизированного разгона демонстрации 1 мая 1907 года, приведенная в начале статьи, где виноваты, разумеется, казаки, разогнавшие несчастных безоружных революционеров.

В 1907 году казаки, по сведениям из архивных источников, арестовали непонятное количество человек, которых потом, вероятно, отпустили из каталажки, взяв честное слово не бузотерить.

В 1908 году на Маяке на Первомай развернулись настоящие бои местного значения. Жандармское охранное отделение решило вообще не допустить маевку. И казаки выискивали в лесу у Сакмары пришедших туда по рабочих.

В конце концов было арестовано около сотни рабочих, в основном из железнодорожных мастерских. Сведений об активном вооруженном сопротивлении в тот день все-таки нет. Будем считать, что обошлось без жертв, кроме спин убегавших, по которым прошлась нагайка.

Да и результаты массовых арестов были дутые. Задержанных опросили, переписали и отпустили по домам. За некоторыми впоследствии была налажена слежка.

В 1909 году скромная маевка состоялась исключительно благодаря организаторскому таланту Георгия Коростелева, старшего из братьев-революционеров, уже прибывшего в Оренбург из ссылки на поселение. Вероятно, люди помнили прошлогодние события и не очень-то хотели ссориться с казаками.

В 1910 году рабочий протест вообще превратился в анекдот.

Пришедшие на первомайский митинг к конторе своего предприятия рабочие-железнодорожники вовремя заметили жандармов, вероятно, собиравшихся их разогнать. А потому дружно запрыгнули в вагоны проходящего мимо товарняка.

Состав тихо ехал по своему маршруту. Но не проводить же митинг в его вагонах! А потому рабочие доехали до продовольственного пункта (одного из нынешних элеваторов). По команде высадились под виадуком (вероятно, на месте моста у современной улицы Юркина) и там провели свой митинг. В прямом смысле слова – подпольный.

Первомай в советское время

Настоящую силу первомайские демонстрации обрели после установления в Оренбурге советской власти.

Даже во время Гражданской войны в 1918 и 1919 годах в городе проводились и митинги 1 Мая, и женский праздник 8 Марта. Практически в условиях военного положения. Потому что уже через два месяца в 1918 году город был во власти у белых. И вместо Первомая вновь праздновались церковные праздники.

Вот и на фотографиях первых лет советской власти есть два известных оренбуржцам кадра первомайских гуляний. Первый – на Марсовом поле у Знаменной избы.

Первомайская демонстрация у Знаменной избы, 1 мая 1920 года

Первомайская демонстрация у Знаменной избы, 1 мая 1920 года

Колонна воспитанников Детского дома в первомайской демонстрации, 1 мая 1923 года. Предположительно, автор снимка Иван Кудряшов.

Колонна воспитанников Детского дома в первомайской демонстрации, 1 мая 1923 года. Предположительно, автор снимка Иван Кудряшов.

На первомайские в Оренбурге уже при советской власти приходились и оригинальные памятные даты.

К этому дню в 1925 году в парке напротив драматического театра был торжественно открыт памятник Ленину, построенный на деньги, собранные рабочими все тех же железнодорожных мастерских.

История праздника 1 Мая в Оренбурге 1

Открытие памятника В.И. Ленину. Оренбург, 1 мая 1925 года.

После смерти вождя прошло чуть больше года. В Советской России еще не началась массовая установка памятников. И этот один из первых в стране наш «маленький Ленин» был по-настоящему народной, очень искренней памятью и данью уважения человеку, перевернувшему мир. По крайней мере, от тех, кто помнил первые маевки и искренне желал разрушить окружавшую несправедливость.

Следующий снимок датируется 1927 годом. Вдали виднеется Успенский женский монастырь. Город пока еще даже приблизительно не застроен так, как теперь.

Празднование первомая, 1 мая 1927 года, Оренбург.

Празднование первомая, 1 мая 1927 года, Оренбург.

Фоторепортаж: Первомайска демонстрация трудящихся города Чкалова 1948 года.

Во главе праздничных колонн идут трудящиеся Железнодорожного района, занявшие первое место в предмайском социалистическом соревновании. На снимке (слева направо): 1. Колона Станкозавода, 2. Идет коллектив Паровозоремонтного завода. Фото И. Баранова и В. Лашманова.

Во главе праздничных колонн идут трудящиеся Железнодорожного района, занявшие первое место в предмайском социалистическом соревновании. На снимке (слева направо): 1. Колона Станкозавода, 2. Идет коллектив Паровозоремонтного завода. Фото И. Баранова и В. Лашманова.

На снимке: на празднично разукрашенных автомашинах школьники младших классов выезжают на площадь Дома Советов. Фото И. Баранова и В. Лашманова.

На снимке: на празднично разукрашенных автомашинах школьники младших классов выезжают на площадь Дома Советов. Фото И. Баранова и В. Лашманова.

На снимке (слева направо): 1. Студенты Чкаловского сельхозинститута имени А.А. Андреева, 2. Ученицы городских средних женских школ проходят мимо трибуны, 3. На площади Дома Советов выходят спортсмены-динамовцы Фото И. Баранова, А. Глазкова, В. Лашманова.

На снимке (слева направо): 1. Студенты Чкаловского сельхозинститута имени А.А. Андреева, 2. Ученицы городских средних женских школ проходят мимо трибуны, 3. На площади Дома Советов выходят спортсмены-динамовцы Фото И. Баранова, А. Глазкова, В. Лашманова.

Первомайская демонстрация 1948 года.

Первомайская демонстрация 1948 года.

Еще одна знаменательная дата этого дня – 1953 год. В этот день в Оренбурге начал курсировать первый троллейбус. Электрический транспорт будущего, как считалось тогда. 1-го маршрута шел от железнодорожного вокзала по Советской до Бульвара и разворачивался на площадке перед гауптвахтой (музеем города).

Этот Первомай для оренбуржцев тогда, после смерти Сталина 5 марта 1953 года, вероятно, действительно олицетворял эпоху перемен.

При создании материала использовалась информация:

© 2020-2022, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x