Когда-то древние боги очень рассердились на Прометея за то, что он похитил божественный огонь и передал его людям. Зевс и его окружение понимали, что, овладев огнем, человек, чего доброго, захочет и во многом другом стать вровень с богами. Наказание Прометею придумали неслабое: приковали к скале, и каждый день орел клевал его печень.

Мать и дочь. Edward Verschaffelt (1874-1955)

Мать и дочь. Edward Verschaffelt (1874-1955)

Но дело было сделано – люди огонь получили… И то ли эта легенда причиной, то ли генная память, доставшаяся от предков, но нет до сих пор для человека более завораживающего зрелища, чем огонь. Костер, очаг, камин, печь — все это разные способы укрощения и приручения огня. И хотя центральное отопление, газовые и электрические плиты намного лучше справляются с прикладными функциями укрощенного пламени, в душе каждый из нас остается огнепоклонником. И какая это радость — в холодный промозглый день ранней зимы посидеть у камина или у открытой дверцы печки-голландки, обогревая озябшие ладони и души у теплых изразцов. И что может быть лучше запаха сосновых дров, легкого дымка, потрескивания горящих поленьев.

Наверное, можно было бы написать целое исследование о влиянии огня на творчество, ведь о тепле родного очага, о печах, каминах, камельках писали Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Григ, Бунин… Огонь обогревает, очищает, объединяет, дает простор фантазии и полету мысли. А что досталось нам, оренбуржцам, из богатого печного прошлого нашего города? И есть ли продолжение?

Заинтересовавшись этим, я исходил и изъездил немало, познакомился с самыми разными людьми и очень благодарен всем, кто помогал нам с фотокорреспондентом Владимиром Соколовым в поиске многих забытых страниц нашей истории.

Камин в переводе с латинского — «очаг», комнатная печь с широкой открытой нишей — топкой и прямым дымоходом, согревающая комнату непосредственно пламенем горящего в ней топлива. У камина низкий коэффициент полезного действия, но разве об этом думаешь, глядя на завораживающие языки пламени?

Сейчас в Оренбурге каминов и каминных печей осталось — на пальцах пересчитать. Стоит ли сожалеть об этом? Стоит.

Изразцовые печи относят к памятникам искусства. Главный материал печей – керамика, терракота, майолика, фаянс, фарфор. Изразцы — самостоятельный вид искусства. Изразец – это облицовочная керамическая плитка, имеющая с обратной стороны специальное устройство — румпу или, как в прошлом ее называли печники, рынду, с помощью которой он крепится к кирпичам. С лицевой стороны изразец покрыт прозрачной или непрозрачной глазурью (эмалью). Для комнатных печей это лучший материал: не пропускает дым, не требует побелки, водонепроницаем, легко очищается от грязи, декоративен, долговечен и т.д.

Камин чугунный каслинского литья

Камин чугунный каслинского литья

Изготовление изразцов – дело мудреное. Мастер одновременно был художником, ремесленником-гончаром, химиком-технологом. Стоила такая печь дорого. Изготавливались камины и чугунные, например каслинского литья. Вот такой компактный чугунный камин прошлого можно увидеть в Музее истории города Оренбурга, куда он был передан директором архитектурно-строительного управления «-Центр» Виталием Первушиным.

Камины изразцовые, да и не только изразцовые, служат как для отопления, вентиляции (в помещении всегда свежий воздух, не образуется сырость), так и для украшения жилища, являются важнейшим элементом архитектурного и художественного оформления зданий, одной из важнейших составляющих интерьера.

Камин в здании Музея изобразительных искусств (ул. Каширина, 29)

Камин в здании Музея изобразительных искусств (ул. Каширина, 29)

Если говорить о каминах в классическом исполнении из изразцовых плит, терракота которых покрыта непрозрачной (глухой) глазурью белого цвета или эмалью (как в кабинете А. С. Пушкина в Михайловском), то у нас близки к ним камин в здании Музея изобразительных искусств (ул. Каширина, 29) и каминная печь во втором корпусе педагогического колледжа № 3 (ул. Советская, 18).

Каминная печь во втором корпусе педагогического колледжа №3 (ул. Советская, 18)

Каминная печь во втором корпусе педагогического колледжа №3 (ул. Советская, 18)

Здание музея построено в 1814 году в стиле русского классицизма, дважды подвергалось реконструкции – в 1879 году после пожара и в 1980-е годы. В дореволюционное время в нем размещались и Дума. Предположительно камин построен в 1879 году после пожара, реставрирован в 1986-1987 годах. Автор реставрационных работ известный мастер-художник кузнечного дела из Екатеринбурга Александр Андреевич Лысяков. Здесь можно увидеть сохранившуюся в полном объеме каминную атрибутику — декоративные металлические передвижные: каминно-ограждающую стенку, напольную подставку-подсвечник и напольную подставку с приспособлениями для ухода за камином (кочерга, щипцы, совок). Первоначальный вид сохранила каминная печь и в здании колледжа.

Камин в здании областного краеведческого музея (ул. Советская, 28)

Камин в здании областного краеведческого музея (ул. Советская, 28)

Увидеть старинный камин как составную часть интерьера можно в областном краеведческом музее в зале, посвященном воинской славе, где раньше, по некоторым данным, был кабинет губернатора В.А. Перовского. Здание построено в 1836 году. Камин сделан из огнеупорного кирпича с последующей декоративной лепкой и позолотой в стиле русского ампира. Топливник выполнен из чугунного литья (но не каслинского), сохранен в полном объеме, с зольным ящиком и узорчатыми дверками. Угловое расположение подобного камина, как вариант, можно посмотреть в здании областной библиотеки им. Крупской.

Камин в здании областной библиотеки им. Крупской (ул. Советска, 20)

Камин в здании областной библиотеки им. Крупской (ул. Советска, 20)

С изразцовыми каминными печами и просто изразцовыми печами (голландками) Оренбургу повезло несколько больше. Сохранилась в хорошем состоянии великолепная каминная печь в стиле рококо в магазине при ЗАО «Хлебопродукт-1» (ул. Ташкентская, 56). Это бывшее служебно-жилое здание при паровой мельнице А. В. Юрова. Мельница была построена в 1878 году, перестроена после пожара в 1903 году. В этом здании жил управляющий мельницей.

Изразцовая печь в здании бывшего управляющего мельницами А.В. Юрова, ныне магазин при ЗАО «Хлебопродукт-1» (ул. Ташкентская, 56)

Изразцовая печь в здании бывшего управляющего мельницами А.В. Юрова, ныне магазин при ЗАО «Хлебопродукт-1» (ул. Ташкентская, 56)

Каминная печь в нем изразцовая, рельефная; терракотовая масса п-крыта цветными эмалями. Верхнюю часть печи украшает лепной декор. Привлекают внимание и узорчатые чугунные дверки западного производства. Уцелела там и уникальная изразцовая печь типа голландки.

Состав – фарфоровая масса с последующим покрытием цветной глазурью в основе зеленой. В верхней части печи имеется небольшое панно, барельеф с изобразительным сюжетом. По высоте печь разделена двумя изящными аркатурными поясами коричневого цвета.

Изразцовая печь в здании бывшего дома купца П.Ф. Панкратова, ныне здесь РОВД Ленинского района (ул. 9-го Января, 40)

Изразцовая печь в здании бывшего дома купца П.Ф. Панкратова, ныне здесь РОВД Ленинского района (ул. 9-го Января, 40)

Изумительные по красоте печи находятся на улице 9-го Января, 40 в бывшем доме купца П.Ф. Панкратова (ныне здесь РОВД Ленинского района).

Здание построено в последней четверти XIX века в «купеческом» стиле. Особо привлекает печь изразцовая, глазурованная, рельефная с геометрическим орнаментом, многоцветная — от коричневых до золотистых цветов, роспись по сырой глине фриттованными (стеклованными) красками. Есть возможность увидеть и две изразцовые печи фаянсовые белые с орнаментом и позолотой — одна на Ташкентской, 56, другая несколько лет назад перевезена в Музей истории города Оренбурга.

Изразцовая печь в здании Музея истории Оренбурга (ул. Набережная, 29). Перевезена из здания на ул. Ташкентской, 56

Изразцовая печь в здании Музея истории Оренбурга (ул. Набережная, 29). Перевезена из здания на ул. Ташкентской, 56

Что-то из наследия прошлого удается спасти, что-то уходит безвозвратно. Так, недавно в неизвестном направлении исчезли две редкостные по декору изразцовые печи из санатория «Оренбургский». Все эти уникальные изразцовые каминные печи и голландки были, по некоторым данным, изготовлены из фельтенской глины на старейшем рижском фарфоровом заводе и завезены в город одновременно.

Камин в здании библиотеки Дома офицеров (ул. Советская, 46)

Камин в здании библиотеки Дома офицеров (ул. Советская, 46)

Обычные голландки из изразца, покрытого белой эмалью, сохранились в доме на улице Зиминской, 25, где в период 1941- 1945 гг. жил М.Л. Ростропович. Одна из печей украшена рельефными лепными деталями с последующей окраской под бронзу. Верхняя часть печи – декор под барокко.

Каминная печь в доме, где жил М.Л. Ростропович в период 1941-1945 гг. (ул. Зиминская, 25)

Каминная печь в доме, где жил М.Л. Ростропович в период 1941-1945 гг. (ул. Зиминская, 25)

Я считаю, что нужно срочно все уцелевшие печи и камины взять на документальный учет в оренбургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Этой красотой оренбуржцы должны любоваться и впредь. И не только любоваться, но и брать за образец. Камины – мода навсегда.

И совсем не случаен интерес к каминам: нынешний этап жилищного строительства к ним весьма располагает. Как грибы растут коттеджи вокруг города. А какой уют без камина или необычной печи?! Вот и оказалась вновь нужной профессия печника-каменщика. Настоящих мастеров в Оренбурге пока единицы, но умеют они уже многое.

За рубежом камины делают несколько отличными от наших. Посмотрите на снимок одного из каминов, представленный редакции архитектором «Оренбурггражданпроекта» Александром Кузьмичом Кижапкиным из принадлежащих ему альбомов.

Камин западный (из архива архитектора А.К. Кижапкина)

Камин западный (из архива архитектора А.К. Кижапкина)

Камины, изразцы, керамика — благодатнейшая возможность для приложения творческой фантазии. В Оренбурге уже немало художников, мастеров по обработке камня, металла, которые обращались к каминам и печам.

А наследство, доставшееся нам, стоит знать, беречь и изучать. От этого светлее и теплее станет всем.

В.Б. Соколова

Олег Филиппович Балыков родился в 1930 г. в Саратове.Об авторе: Олег Филиппович Балыков родился в 1930 г. в Саратове. Окончил 8-й класс 13-й Киевской артиллерийской спецшколы в Бузулуке, 9-10-е классы 8-й Саратовской спецшколы ВВС и Ленинградскую военно-воздушную академию. Занимался строительством военных аэродромов и других объектов различного назначения. После демобилизации живет в Оренбурге, активно участвует в деятельности Русского географического общества. Автор многочисленных газетных и журнальных публикаций по истории, геополитике, экологии Оренбурга и Оренбургского края.

Член Союза журналистов России, лауреат премии администрации Оренбургской области в сфере науки и техники.

Источник: Источник: Олег Балыков, «Тепло родного очага. Камины Оренбурга», Альманах «Гостиный Двор» № 30, 2010 г.

, , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x