Документы фонда Ф-39 «Оренбургская дворянская опека» поступили на постоянное хранение в 1921 г. В январе-феврале 2015 г. архивистами отдела информационно-поисковых систем ГБУ «Государственный Оренбургской области» осуществлена переработка описи с целью проведения экспертизы ценности документов, определения фондовой принадлежности, составления и уточнения заголовков дел и крайних дат, систематизации единиц хранения. В результате переработки составлена опись № 1 за 1839-1920 гг. в количестве 135 единиц хранения.

Документы фонда Ф-39 «Оренбургская дворянская опека» поступили на постоянное хранение в 1921 г.

В опись включены копии указов Правительствующего Сената и циркуляров Министерства внутренних дел, распоряжений Уфимского и Оренбургского губернских правлений, Оренбургской казенной палаты, Оренбургской палаты гражданского суда; предписания Оренбургского казначейства об открытии кредитов и выдаче денежных средств на содержание заседателей и канцелярии Оренбургской дворянской опеки; распоряжения и предписания Оренбургской дворянской опеки о назначении на службу и увольнении служащих, выдаче им жалованья; журнальные постановления Оренбургской дворянской опеки о назначении опекунов над малолетними детьми, имуществом умерших дворян для опекунского управления и ответа в суде по искам других лиц, разрешении опекунам отдачи имущества в залог, продажи имущества для уплаты недоимок, числившихся по окладным листам государственного земельного налога и Оренбургской казенной палаты.

Документы фонда Ф-39 «Оренбургская дворянская опека» поступили на постоянное хранение в 1921 г.

Кроме того в фонде представлены отчеты опекунов по управлению имуществом, записей денежных средств и имущества, принадлежавших малолетним детям; переписка Оренбургской дворянской опеки с Оренбургской городской управой, Оренбургским городским общественным банком, Оренбургской городской полицией, Оренбургским приказом общественного призрения, Оренбургской палатой гражданского суда, уездными судами, опекунами, дворянскими опеками Российской империи по опекунским делам, розыску наследников, составлению описи и оценочных листов имущества, оставшегося после смерти родителей и (или) наследодателей, разделу имущества; послужные и формулярные списки дворян, выписки из метрических книг о рождении, бракосочетании, смерти; расписки наследников о получении имущества и капиталов от попечителей в свое распоряжение в связи с достижением совершеннолетнего возраста; окладные листы Оренбургской городской управы о взимании государственного налога, губернского земского сбора и «оценочного в доход города сбора с недвижимого имущества» и другие.

Послужной список  и.д. Старшего Адъютанта Оренбургского казачьего войска есаула Севастьянова.

Касаясь вопроса истории образования и деятельности Оренбургской дворянской опеки, отметим, что в результате реформы учреждений для управления губерниями Российской империи в 1775 г. в каждом уезде был учрежден уездный суд, при котором функционировала опека (в составе уездного предводителя дворянства, уездного судьи и заседателей, которые избирались дворянством раз в три года). Оренбургская дворянская опека была учреждена на несколько уездов. После ликвидации Оренбургского уездного суда в 1879 г. существовала как самостоятельное учреждение.

План части города Троицка

Дворянская опека – местное сословное учреждение социального характера. Ее задачей было сохранение дворянской собственности потомственных дворян в том случае, если владельцами ее оказывались вдовы, малолетние сироты, безумные, глухонемые от рождения, «расточительные и неисправные плательщики»; при спорном и неразделенном наследстве, при «жестоком обращении». Дворянская опека осуществляла опекунский надзор над имениями (далее по тексту – имущество) дворян по их просьбе или в предусмотренных законом случаях, а также над имуществом, реквизированным по взысканию; проводила опись имущества, назначала опекунов, которые управляли опекаемым имуществом за 5% с его доходов.

Опекуны были обязаны по вверенному им имуществу вести приходно-расходные книги, ежегодно в январе представлять в опеку годовые отчеты о доходах и расходах, содержании и воспитании малолетних детей с приложением приходно-расходных книг, расписок в получении денег, выданных опекунами, счетов на полученные товары и услуги, квитанций Оренбургского казначейства и банков за внесенные деньги. Опекуны вели переписку о взыскании недоимок, страховали и отдавали в залог имущество, сдавали в арендное содержание земельные участки.

Счет из магазина Ивана Федоровича Гладкова

Малолетними считались дети до достижения ими 17 лет, над ними учреждалось опекунское управление; начиная с 17-летнего возраста дети считались несовершеннолетними, опекунское управление снималось и заменялось попечительством; при достижении совершеннолетия (21 год) попечительство снималось.

Оренбургская дворянская опека своего здания не имела, в 1917 г. находилась в г. Оренбурге на улице Эссенской (ныне ул. Правды) в доме Александрова.

Министерство юстиции осуществляло наблюдение за положением опекунских дел по Российской империи посредством гражданских палат, с 1865 г. – судебных палат, а с 1894 г. – окружных судов, в которых проводилась ревизия всех опекунских отчетов по губернии.

Оренбургская дворянская опека ликвидирована на основании декрета ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г.

Несомненна информационная значимость документов архивного фонда Оренбургской дворянской опеки, поскольку этот исторический источник позволяет исследовать пространство, в границах которого протекала частная жизнь оренбургского дворянина, проанализировать социальные, экономические и политические процессы через призму истории повседневного существования данной категории социума.

Н.В. Кончева, начальник отдела ИПС Государственного архива Оренбургской области, 16.04.2015

, ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x