Проблема оренбургских дорог существует уже не одну сотню лет. В 1913 году появилось предложение, которое могло помочь решить эту проблему – организовать судоходство на реке Сакмаре.

Переправа на паромах через Сакмару

Инициатором этой идеи стал Исхак Казаков, потомственный почетный гражданин и управляющий имением наследников Махмута Хусаинова «Тевкелево». Он обратился к оренбургскому губернатору Николаю Сухомлинову с просьбой организовать судоходные перевозки по Сакмаре от Сеитовского Посада, ныне Татарской Каргалы, до железнодорожного моста на Урале.

Главной причиной этой инициативы была необходимость улучшить транспортное сообщение для доставки сельскохозяйственной продукции. Исхак Мустафьевич рассказал о своем имении, которое занимало площадь 2 200 десятин земли, и о выращивании овощей и бахчевых средним урожаем до 200 000 пудов. Однако доставка этих продуктов в осуществлялась гужевым транспортом по плохим дорогам, что влияло на их стоимость на городском рынке.

Журнал Оренбургской Городской Думы. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Журнал Оренбургской Городской Думы. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Идея организации судоходства на реке Сакмаре стала одним из предложений, направленных на решение проблемы оренбургских дорог. Этот шаг имел важное значение для улучшения транспортной инфраструктуры в городе и облегчения доставки сельскохозяйственной продукции.

Во вверенном мне имении, находящемся в 18 верстах от Оренбурга, на берегу реки Сакмары, имеется более 2 200 десятин земли; часть этой земли ежегодно арендуют специалисты по огородничеству и бахчеводству болгары с Балканского полуострова и крестьяне из соседней Саратовской губернии. Благодаря такому обстоятельству, здесь количество одних овощей и продуктов бахчи при среднем урожае достигает до 200 000 пудов. Кроме бахчей и огородов производится посев зернового хлеба, покос ковыльной степи и рубка дровяного леса и все эти материалы и продукты доставляются в гужевым путем. Доставка продуктов из Тевкелево в Оренбург оценивается от 2 до 3 рублей за воз при благоприятной погоде, а в дождливую осеннюю пору эта цена доходит до 5 рублей и дороже. Такая дороговизна доставки происходит вследствие неустройства путей; дорога тянется по лесистой местности на которой только лишь корчевали пни, поэтому всюду видно глубокие колеи и ямы, залитые, особенно в дождливую осеннюю пору, сплошной грязью. Вот по таким путям ежегодно осенью производится перевозка в город сотни тысяч пудов сельскохозяйственных продуктов и в различных видах. Притом благодаря дороговизне доставки, все эти продукты продаются на рынке в Оренбурге на 10 или 12 копеек дороже на пуд.


Управляющий имением «Тевкелево», потомственный почетный гражданин

Еще одну проблему, о которой сообщил губернатору, была сложность поиска перевозчиков из-за плохого состояния дорог. Это стало особенно очевидным в усадьбе Тевкелево в 1913 году, когда более 100 000 арбузов и дынь были испорчены из-за невозможности доставить их вовремя. Стоит отметить, что в то время именно эти продукты были особенно популярны и доступны по цене на рынках Оренбурга.

Печальнее всего еще то обстоятельство, что за невозможностью иной раз подыскать возчиков пропадает на месте немало продуктов так в нынешнем году пропала масса овощей, пропали арбузы и дыни более 100 000 шт. Если перевозка из Тевкелево в производилась бы при более сносных условиях, то и цены на рынке предметов первой необходимости, например овощей могли бы значительно понизиться.


Управляющий имением «Тевкелево», потомственный почетный гражданин

Организация судоходных перевозок по реке Сакмаре, согласно расчетам наследников Махмута Хусаинова, могла представлять серьезную альтернативу неудобной лесной дороге. Предполагалась покупка плоскодонного парохода, имеющего небольшую осадку (3/4), мощностью 10 или 12 лошадиных сил, а также соответствующих баркасов для буксировки грузов. Отмечалось, что внедрение этого нового вида транспорта положительно отразилось бы на удобстве передвижения не только для арендаторов из Тевкелево, но и для персонала и пациентов местного санатория, а также для жителей Сеитовского посада.

Такое сообщение оказало бы немалую услугу и больным, находящимся в Тевкелевской даче при санатории Оренбургского отдела Лиги по борьбе с туберкулезом. Не каждый больной в состоянии платить за поездку в город извозчику от 3 до 5 руб. Водным путем до города больные при затратах каких-нибудь 20 или 30 копеек могут ездить, при том поездка эта может повторяться 2 раза в день, что уже весьма важно для администрации санатория. Далее земельный участок имения одним своим углом тянется к Сеитовскому посаду вдоль берега Сакмары и не доходит до него каких-нибудь пять или шесть верст, поэтому признается весьма желательным, чтобы рейсы парохода не ограничивались бы дачей «Тевкелево» и мостом на Урале, но и доходили бы и до Сеитовского посада. Пароходное сообщение во время весеннего половодья и осенней распутицы могло бы оказать также немалую услугу жителям означенного посада.


Управляющий имением «Тевкелево», потомственный почетный гражданин

Наследники Махмута Хусаинова выразили готовность не только организовать коммерческие перевозки по реке Сакмаре, но также арендовать земельные участки на берегах реки у Сеитовского посада, Бердской слободы и Оренбургской городской Управы, чтобы на собственные средства создать места для стоянки парохода. Оренбургским губернатором Николаем Александровичем Сухомлиновым решение этого вопроса было поручено Оренбургской городской Управе, которая, в свою очередь, передала его на рассмотрение Оренбургской городской Думе. В январе 1914 года состоялось бурное обсуждение доклада городской Управы в Думе.

Железнодорожный мост на Урале - конечная точка маршрута парохода.

Железнодорожный мост на Урале – конечная точка маршрута парохода.

Оренбургская обратила внимание Думы на проблему ежегодного строительства ряда временных мостов после спада весенних вод, которые находятся на предполагаемом маршруте парохода. Эти мосты имеют важное значение для транспортного сообщения Оренбурга и его пригорода, но из-за своих технических особенностей не позволяют осуществлять пароходство. Однако снос этих мостов был невозможен, так как они находились на арендованных до конца 1916 года частными лицами землях. При этом лишь один мост на Маяке приносил в казну 390 рублей дохода. С учетом их значимости для местного населения и торговли, необходимо было найти решение, учитывающее интересы граждан и бизнеса имения Тевкелево и Маяка.

Оренбургская предложила компромиссное решение для разрешения сложной ситуации. Согласно этому варианту, наследники купца Хусаинова должны были финансово участвовать в строительстве новых мостов, конструктивно позволяющих осуществить судоходство по реке Сакмаре. По истечении действующих арендных соглашений, они должны были взять на себя обязанность содержания этих объектов транспортной инфраструктуры и уплачивать арендную плату в городскую казну.

В виду вышеизложенного полагает, что согласие на удовлетворение ходатайства Хусаиновых могло бы быть дано с тем чтобы они во 1-х непосредственно от себя входили быв соглашение с арендатором Сакмарского моста относительно устройства его с выводными частями до тех пор, пока окончится срок аренды, во 2-х приняли бы обязательство после 31 декабря 1916 года содержать на свой счет переправу под Маяком и устраивать мосты как в этом месте, так и через Бешеный овраг такого типа, чтобы они удовлетворяли потребностям города и в то же время давали возможность пароходного движения и в 3-х, начиная с 31 декабря 1916 года возмещали бы городу тот доход, которого он должен будет лишиться от прекращения аренды Сакмарской переправы.

Из доклада Оренбургской городской Управы

Именно это предложение в конечном итоге и было принято Городской Думой, а значит подлежало к исполнению всеми ответственными сторонами. К сожалению, дальнейшей информации о судьбе пароходного движения по реке Сакмаре нам пока не удалось отыскать в архивных фондах. А произошедшие вскоре революционные события совершенно точно красной краской перечеркнули перспективы развития местного пароходства по оренбургским рекам, потому как состоятельные и способные на подобные инициативы оренбуржцы стали «вне закона» и были объявлены врагами народа, а их собственность и денежные средства стали «народным достоянием». Но доподлинно в архивных документах зафиксирован тот факт, что решить проблемы оренбургских дорог около века назад было проще посредством пароходного сообщения частными инвесторами, а сегодня на повестке дня остро стоит вопрос сохранения уже самих водных артерий региона.

Подписи Гласных Оренбургской Городской Думы под решением об утверждении ходатайства наследников Махмута Хусаинова. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Подписи Гласных Оренбургской Городской Думы под решением об утверждении ходатайства наследников Махмута Хусаинова. Источник: Объединенный государственный архив Оренбургской области

Именно это предложение организации пароходного движения по реке Сакмаре было принято Городской Думой. Оно требовало согласованного действия всех заинтересованных сторон. К сожалению, до сих пор нет подробной информации о том, что произошло с этой инициативой впоследствии. Вскоре после этого произошли революционные события, которые существенно изменили политическую и экономическую обстановку в регионе. Богатые жители Оренбурга, которые были готовы инвестировать в пароходное сообщение, были объявлены “врагами народа”, и их собственность была конфискована. Однако документы подтверждают, что решение об организации пароходного движения было одним из эффективных способов решения проблем с транспортной инфраструктурой Оренбурга в то время.

При создании материала использовалась информация с сайта Урал56.Ру

, , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x