Биография художника-передвижника, академика живописи Лукиана Васильевича Попова (1873-1914), к сожалению, изучена недостаточно подробно. Книги, посвященные Л.В. Попову, прежде всего, детально освещают его творчество:
- Рогинская Ф.С. Лукиан Васильевич Попов. Л.: Художник РСФСР, 1961. 110 с.;
- Орлова Т.В. Лукиан Попов (живопись, графика). Оренбург: ООО «Усадьба», 2009. 144 с.
а не бытописание и личную жизнь художника.
При изложении биографии Л.В. Попова, исследователи часто ограничиваются пересказом достаточно лаконичной автобиографии художника, различные варианты которой хранятся как в его личном деле Императорской Академии Художеств (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 76-79), так и в фондах ГАУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» (КП-880; Бб 7677; номер в Госкаталоге Музейного фонда – 4536940).
Лукиан Васильевич Попов родился 8 октября 1873 года в селе Архангельском Оренбургского уезда, основанном в 1854 году переселенцами из Тамбовской губернии (ныне – село Архангеловка Оренбургского района), в семье государственных крестьян Василия Дементьевича и Марии Андреевны Поповых (ОГАОО, ф. 173, оп. 16, д. 148, лл. 603-604; РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 5-5об.).
Как пишет в своей автобиографии Лукиан Васильевич,
«трех лет увезли меня из села – отца взяли в солдаты; поселились мы Оренбурге, здесь отец, еще на службе, купил себе дом».
К сожалению, локализовать место нахождения этого дома пока не удалось, в имеющихся документах по собственникам недвижимости города Оренбурга последней трети XIX века имя Василия Дементьевича Попова не обнаружено.
Сам же художник, согласно документам, еще в конце 90-х годов XIX века имел как военнообязанный приписку в родном селе Архангельском Павловской волости Оренбургского уезда (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 4-4об., 14-16).
Лаконичность опубликованных биографий художника в значительной степени усложнила изучение вопроса локализации проживания Лукиана Попова в городе Оренбурге в различные периоды его жизненного пути.
Однако все имеющиеся источники, так или иначе, указывают на проживание Лукиана Попова, как в молодые годы, так и уже семейным человеком, в квартале № 143 Новой слободки.
Страница из архивного дела «Списки домовладельцев в городах Оренбургской губернии за 1881, 1882, 1883 и 1884 годы» (ОГАОО, ф. 164, оп. 1, д. 96, л. 53об.).
Этот квартал был сформирован по итогам работы специальной комиссии после памятного пожара 1864 года, когда для погорельцев Старой слободки разметили новые кварталы за Караван-Сараем, ставшие частью Новой слободки и получившие ироничное наименование «Оторвановка». Последующие грандиозные оренбургские пожары 1879 и 1888 годов, также не щадившие Новую слободку, привели к неоднократным изменениям в застройке дворовых мест, что подтверждают планы Оренбурга разных лет. Интересующий нас квартал имел в 1870-ые годы № 28, в 1880-ые годы № 266, а в конце XIX века получил №143.
Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в городе Оренбурге 1889/1890 года. Часть Вторая» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 982, л. 93об.).
Домовладение, ставшее впоследствии городской усадьбой художника, документально прослеживается с середины 1870-х годов. На планах города Оренбурга
Домовладение во 2-ой части Оренбурга с «полицейским номером» 36 по улице Фельдшерской, принадлежавшее Поповой Евфимии Харитоновой, крестьянке (Указатель улиц и домов города Оренбурга. Оренбург: Типо-литография П.Н. Жаринова, 1896. С. 273).
На плане Оренбурга, предположительно, конца
Согласно оценочно-раскладочной ведомости недвижимых имуществ во 2-ой части города Оренбурга 1889/1890 года на дворовом месте №8 в квартале №266, принадлежавшем крестьянке Евфимии Харитоновне Поповой, находились «деревянный дом крыт железом и погреб крыт тесом» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 982, лл. 93об.-94). По состоянию на 1896 год крестьянка Попова Евфимия Харитонова числилась хозяйкой домовладения во 2-ой части Оренбурга с «полицейским номером» 36 по улице Фельдшерской (Указатель улиц и домов города Оренбурга. Оренбург: Типо-литография П.Н. Жаринова, 1896. С. 273). Согласно оценочно-раскладочной ведомости недвижимых имуществ во 2-ой части гор. Оренбурга на 1898/1899 г. на дворовом месте №8 крестьянки Евфимии Харитоновны Поповой в квартале № 143 находились «деревянный флигель крыт железом и деревянный сарай деревом» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 1017, лл. 33об.-34).
В личном деле Л.В. Попова, ведшемся в 1896-1914 годах в Императорской Академии Художеств Министерства Императорского Двора, имеются документы, датированные 1901-1902 годами, в которых указан оренбургский адрес художника – ул. Фельдшерская, 38, причем в 1902 году, как дом Поповой (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 29, 34об.).
С большой долей вероятности в летний сезон 1903 года в соответствии со «Списком лицам, коим разрешены постройки домов, вновь пристроек к ним и исправление существующих строений, у которых постройки окончены и оценены» (за период с 1 мая 1903 г. по 1 мая 1904 г.) «Поповы наследники Лукьян и Александр мещане» строят в 143 квартале по Фельдшерской улице «деревянный дом крыт железом», «оценен в 341 руб.» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 675, л. 167 об.). Заявление Л.В. Попова в канцелярию Императорской Академии Художеств от 20 июля 1903 года уже имеет обратный адрес: «Оренбург, Фельдшерская улица, дом Поповых №38» (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, л. 47).
Страница из «Списка лицам, коим разрешены постройки домов, вновь пристроек к ним и исправление существующих строений, у которых постройки окончены и оценены» (за период с 1 мая 1903 г. по 1 мая 1904 г.) (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 675, л. 167 об.).
Тем не менее, согласно архивному делу «Материалы по учету хлебопекарен, гостиниц, домовладельцев г. Оренбурга на случай военной мобилизации и размещения войск. 1907-1909 гг.» хозяйкой домовладения в квартале 143 в 1908 году продолжала числиться крестьянка Попова Евфимия Харитоновна (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 362, л. 79об.), иные Поповы как собственники дворовых мест в данном квартале в документе не зафиксированы.
Страница из архивного дела «О представлении Оренбургской городской управой председателю Оренбургского городского по государственному квартирному налогу присутствия списков лиц, получивших разрешение на строительство домов в г. Оренбурге» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 362, л. 79об.).
Улица Фельдшерская, 38 как домашний адрес Л.В. Попова прослеживается в документах художника до 1913 года. Однако, в прошении художника о разрешении его дочери Надежде сдавать приемный экзамен для поступления в младший приготовительный класс Оренбургской частной женской гимназии М.Д. Комаровой-Калмаковой от 6 июня 1912 г. уже указан домашний адрес: «Фельдшерская улица собственный дом №54» [ОГАОО, ф. 89, оп. 1, д. 62, лл. 51-52.].
Страница из архивного дела «Об учреждении опеки над малолетними детьми, имуществом и имением во 2-й части г. Оренбурга умершего художника Л.В. Попова» за 1918-1920 гг. (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 5)
Следующее изменение номера домовладения прослеживается уже в документах, оформленных после смерти Л.В. Попова. В документах Оренбургского сиротского суда (Дело «Об учреждении опеки над капиталом и малолетними детьми умершего художника Лукиана Васильевича Попова». 1918-1920 гг.) неоднократно указан адрес покойного художника, по которому осуществлялась опись движимого и недвижимого имущества – г. Оренбург, ул. Фельдшерская, 84 (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, лл. 1, 5, 6об., 11 об.).
Страница из архивного дела «Оценочные карточки строений домовладельцев разных кварталов г. Оренбурга» (без указания года) (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72.)
Этот же адрес с указанием нахождения дома в 143 квартале фигурирует в оценочной карточке из архивного дела «Оценочные карточки строений домовладельцев разных кварталов г. Оренбурга», заполненной не ранее 1926 года (в документе присутствует название улицы Цвиллинга, переименованной в 1926 году из Телеграфной), где перечислены имеющиеся строения на принадлежавшем вдове художника, Вере Васильевне Поповой, домовладении – дом, мастерская, сарай (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72).
Анализ
Из материалов технической инвентаризации дела № 1-143-4 (г. Оренбург, ул. Попова, 39), хранящегося в архиве ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», становится известно, что следующее изменение номера домовладения происходит в 1940-х годах. Так, в оценочном акте от 26 сентября 1940 г. зафиксировано проживание наследников Попова в доме, имевшем тогда адрес: ул. Фельдшерская, 37, Литера А. Зачеркнутый в документе номер 37 свидетельствует об очередном изменении нумерации. В документах 1950-х годов уже присутствует адрес: Фельдшерская, 39 (Архив ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», дело № 1-143-4 (г. Оренбург, ул. Попова, 39)).
Таким образом, согласно вышеизложенным сведениям, представители семьи Поповых становятся собственниками земельного участка на улице Фельдшерской не позднее начала 1880-х годов. С этого времени второе от угла с улицей Телеграфной (современной ул. Цвиллинга) дворовое место в квартале 143 принадлежало Евфимии Харитоновне Поповой, несомненно, близкой родственнице Л.В. Попова (возможно, матери отца художника – Василия Дементьевича Попова). К сожалению, на данном этапе исследования, не удалось выявить документов, подтверждающих данную версию. Однако, проживание Л.В. Попова в доме Евфимии Харитоновны, а затем наследование им и его братом ее домовладения, либо его части, могут свидетельствовать об их очень близком родстве.
В 1903 году Лукиан и Александр Поповы как наследники получают разрешение на строительство дома на участке Евфимии Харитоновны Поповой, которая числилась собственником домовладения, по крайней мере, до 1908 года. Вероятно, тогда на участке стало два жилых дома: старый – Е.Х. Поповой и новый – Лукиана и Александра Поповых. Вскоре, вероятно, Александр уступил дом женатому брату, у которого 15 августа 1904 года родилась дочь Надежда, а 6 октября 1906 года сын Сергей (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 2).
Лукиан Попов постепенно обустраивает свою городскую усадьбу. Вероятно, после смерти Е.Х. Поповой, он снес ее старый деревянный дом и построил мастерскую «из воздушного кирпича» (ныне утраченную).
После скоропостижной смерти художника в мае 1914 года, дом на Фельдшерской, вероятно, некоторое время пустовал, либо сдавался внаем, так как в заявлении в Оренбургский сиротский суд адрес проживания вдовы указан как: «Орская ул., д. Крючкова», т.е. адрес её родителей (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 1). Имущество же Л.В. Попова (прежде всего, весь художественный инвентарь, картины, этюды, эскизы, наброски и т.д.), как следует из данного архивного дела («Об учреждении опеки над малолетними детьми, имуществом и имением во 2-й части г. Оренбурга умершего художника Л.В. Попова» за 1918-1920 гг.), до его описи в 1918 году, было фактически в неприкосновенном состоянии.
Как следует из оценочной карточки (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72), во второй половине 1920-х годов Вера Васильевна Попова сдавала дом на Фельдшерской, 84, внаем. В начале 1940-х годов наследники Попова уже числятся как пользователи дома. В конце 1940-х годов В.В. Попова и ее дети продают свое имущество в Чкалове (Оренбурге) и переезжают в Куйбышев (Самару). Вероятно, перед переездом в октябре 1948 года, В.В. Попова продала Чкаловскому краеведческому музею большую часть работ художника, письма и документы. Это позволило создать в Оренбурге в 1961 году самостоятельный Музей изобразительных искусств, основой постоянной экспозиции которого стала коллекция живописи Лукиана Васильевича Попова.
Дополнительным подтверждением принадлежности художнику дома по современному адресу: ул. Лукиана Попова, 39 является рисунок «Дом, в котором жил Л.В. Попов», выполненный в 1958 году первым директором Оренбургского областного музея изобразительных искусств С.А. Варламовым. Изображенное на рисунке здание полностью соответствует существующему ныне зданию. Кроме того, согласно выводам исследования известного оренбургского архитектора-реставратора, члена союза архитекторов Российской Федерации Юрия Александровича Григорьева, на многих работах Лукиана Васильевича Попова присутствуют как отдельные элементы жилого дома городской усадьбы и дворовых построек, так и его внутренних интерьеров дома, позволяющих соотнести их с сохранившейся планировкой дома художника (Григорьев Ю.А. «Дом, который построил Лукиан» // Краеведческий проект «Бердская слобода»).
Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 23 января 2024 года
Источник: