Рисунок С.А. Варламова «Дом, в котором жил Л.В. Попов». 1958 год. Фонды ГАУК «Музей ИЗО».

Биография художника-передвижника, академика живописи Лукиана Васильевича Попова (1873-1914), к сожалению, изучена недостаточно подробно. Книги, посвященные Л.В. Попову, прежде всего, детально освещают его творчество:

  • Рогинская Ф.С. Лукиан Васильевич Попов. Л.: Художник РСФСР, 1961. 110 с.;
  • Орлова Т.В. Лукиан Попов (живопись, графика). Оренбург: ООО «Усадьба», 2009. 144 с.

а не бытописание и личную жизнь художника.

Лукиан Васильевич Попов. 1890-е годы. Фотография из личного дела Л.В. Попова, ведшегося в 1896-1914 годах в Императорской Академии Художеств Министерства Императорского Двора (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, ил. 2).При изложении биографии Л.В. Попова, исследователи часто ограничиваются пересказом достаточно лаконичной автобиографии художника, различные варианты которой хранятся как в его личном деле Императорской Академии Художеств (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 76-79), так и в фондах ГАУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» (КП-880; Бб 7677; номер в Госкаталоге Музейного фонда – 4536940).

Лукиан Васильевич Попов родился 8 октября 1873 года в селе Архангельском Оренбургского уезда, основанном в 1854 году переселенцами из Тамбовской губернии (ныне – село Архангеловка Оренбургского района), в семье государственных крестьян Василия Дементьевича и Марии Андреевны Поповых (ОГАОО, ф. 173, оп. 16, д. 148, лл. 603-604; РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 5-5об.).

Как пишет в своей автобиографии Лукиан Васильевич,

«трех лет увезли меня из села – отца взяли в солдаты; поселились мы Оренбурге, здесь отец, еще на службе, купил себе дом».

К сожалению, локализовать место нахождения этого дома пока не удалось, в имеющихся документах по собственникам недвижимости города Оренбурга последней трети XIX века имя Василия Дементьевича Попова не обнаружено.

Сам же художник, согласно документам, еще в конце 90-х годов XIX века имел как военнообязанный приписку в родном селе Архангельском Павловской волости Оренбургского уезда (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 4-4об., 14-16).

Лаконичность опубликованных биографий художника в значительной степени усложнила изучение вопроса локализации проживания Лукиана Попова в городе Оренбурге в различные периоды его жизненного пути.

Однако все имеющиеся источники, так или иначе, указывают на проживание Лукиана Попова, как в молодые годы, так и уже семейным человеком, в квартале № 143 Новой слободки.

Страница из архивного дела «Списки домовладельцев в городах Оренбургской губернии за 1881, 1882, 1883 и 1884 годы» (ОГАОО, ф. 164, оп. 1, д. 96, л. 53об.).

Страница из архивного дела «Списки домовладельцев в городах Оренбургской губернии за 1881, 1882, 1883 и 1884 годы» (ОГАОО, ф. 164, оп. 1, д. 96, л. 53об.).

Этот квартал был сформирован по итогам работы специальной комиссии после памятного пожара 1864 года, когда для погорельцев Старой слободки разметили новые кварталы за Караван-Сараем, ставшие частью Новой слободки и получившие ироничное наименование «Оторвановка». Последующие грандиозные оренбургские пожары 1879 и 1888 годов, также не щадившие Новую слободку, привели к неоднократным изменениям в застройке дворовых мест, что подтверждают планы Оренбурга разных лет. Интересующий нас квартал имел в 1870-ые годы № 28, в 1880-ые годы № 266, а в конце XIX века получил №143.

Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в городе Оренбурге 1889/1890 года. Часть Вторая» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 982, л. 93об.).

Страница из архивного дела «Оценочно-раскладочная ведомость недвижимых имуществ в городе Оренбурге 1889/1890 года. Часть Вторая» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 982, л. 93об.).

Домовладение, ставшее впоследствии городской усадьбой художника, документально прослеживается с середины 1870-х годов. На планах города Оренбурга 1874-1875 гг. (ОГАОО, ф. 124, оп. 2, д. 6060) и 45-го участка города Оренбурга примерно того же времени (ОГАОО, ф. 124, оп. 2, д. 6140) рассматриваемое домовладение соответствует дворовому месту №253 в квартале №28 (по нумерации того времени) на улице Фельдшерской (ныне – Лукиана Попова). В центре дворового места указано одно деревянное здание, не совпадающее с местоположением ныне существующего деревянного жилого дома.

Домовладение во 2-ой части Оренбурга с «полицейским номером» 36 по улице Фельдшерской, принадлежавшее Поповой Евфимии Харитоновой, крестьянке (Указатель улиц и домов города Оренбурга. Оренбург: Типо-литография П.Н. Жаринова, 1896. С. 273).

Домовладение во 2-ой части Оренбурга с «полицейским номером» 36 по улице Фельдшерской, принадлежавшее Поповой Евфимии Харитоновой, крестьянке (Указатель улиц и домов города Оренбурга. Оренбург: Типо-литография П.Н. Жаринова, 1896. С. 273).

На плане Оренбурга, предположительно, конца 1870-х – начала 1880-х годов (ОГАОО, ф. 124, оп. 2, д. 6065), как и на плане города 1885 г., составленном Межевым отделом Оренбургского казачьего войска (ОГАОО, ф. 124, оп. 2, д. 6075), в рассматриваемом квартале постройки не обозначены, что может объясняться последствиями пожара 1879 года. Однако, согласно «Алфавиту домовладельцам г. Оренбурга» за 1882 год, известно, что в начале 1880-х годов крестьянке Евфимии Харитоновне Поповой принадлежал дом на дворовом участке №8 в квартале №266 (ОГАОО, ф. 164, оп. 1, д. 96, л. 53об.).

Согласно оценочно-раскладочной ведомости недвижимых имуществ во 2-ой части города Оренбурга 1889/1890 года на дворовом месте №8 в квартале №266, принадлежавшем крестьянке Евфимии Харитоновне Поповой, находились «деревянный дом крыт железом и погреб крыт тесом» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 982, лл. 93об.-94). По состоянию на 1896 год крестьянка Попова Евфимия Харитонова числилась хозяйкой домовладения во 2-ой части Оренбурга с «полицейским номером» 36 по улице Фельдшерской (Указатель улиц и домов города Оренбурга. Оренбург: Типо-литография П.Н. Жаринова, 1896. С. 273). Согласно оценочно-раскладочной ведомости недвижимых имуществ во 2-ой части гор. Оренбурга на 1898/1899 г. на дворовом месте №8 крестьянки Евфимии Харитоновны Поповой в квартале № 143 находились «деревянный флигель крыт железом и деревянный сарай деревом» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 1017, лл. 33об.-34).

В личном деле Л.В. Попова, ведшемся в 1896-1914 годах в Императорской Академии Художеств Министерства Императорского Двора, имеются документы, датированные 1901-1902 годами, в которых указан оренбургский адрес художника – ул. Фельдшерская, 38, причем в 1902 году, как дом Поповой (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, лл. 29, 34об.).

Объект культурного наследия регионального значения «Дом художника, академика живописи Лукиана Васильевича Попова», 1903 год (г. Оренбург, ул. Лукиана Попова, 39).

С большой долей вероятности в летний сезон 1903 года в соответствии со «Списком лицам, коим разрешены постройки домов, вновь пристроек к ним и исправление существующих строений, у которых постройки окончены и оценены» (за период с 1 мая 1903 г. по 1 мая 1904 г.) «Поповы наследники Лукьян и Александр мещане» строят в 143 квартале по Фельдшерской улице «деревянный дом крыт железом», «оценен в 341 руб.» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 675, л. 167 об.). Заявление Л.В. Попова в канцелярию Императорской Академии Художеств от 20 июля 1903 года уже имеет обратный адрес: «Оренбург, Фельдшерская улица, дом Поповых №38» (РГИА, ф. 789, оп. 12, д. 78, л. 47).

Страница из «Списка лицам, коим разрешены постройки домов, вновь пристроек к ним и исправление существующих строений, у которых постройки окончены и оценены» (за период с 1 мая 1903 г. по 1 мая 1904 г.) (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 675, л. 167 об.).

Страница из «Списка лицам, коим разрешены постройки домов, вновь пристроек к ним и исправление существующих строений, у которых постройки окончены и оценены» (за период с 1 мая 1903 г. по 1 мая 1904 г.) (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 675, л. 167 об.).

Тем не менее, согласно архивному делу «Материалы по учету хлебопекарен, гостиниц, домовладельцев г. Оренбурга на случай военной мобилизации и размещения войск. 1907-1909 гг.» хозяйкой домовладения в квартале 143 в 1908 году продолжала числиться крестьянка Попова Евфимия Харитоновна (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 362, л. 79об.), иные Поповы как собственники дворовых мест в данном квартале в документе не зафиксированы.

Страница из архивного дела «О представлении Оренбургской городской управой председателю Оренбургского городского по государственному квартирному налогу присутствия списков лиц, получивших разрешение на строительство домов в г. Оренбурге» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 362, л. 79об.).

Страница из архивного дела «О представлении Оренбургской городской управой председателю Оренбургского городского по государственному квартирному налогу присутствия списков лиц, получивших разрешение на строительство домов в г. Оренбурге» (ОГАОО, ф. 41, оп. 1, д. 362, л. 79об.).

Улица Фельдшерская, 38 как домашний адрес Л.В. Попова прослеживается в документах художника до 1913 года. Однако, в прошении художника о разрешении его дочери Надежде сдавать приемный экзамен для поступления в младший приготовительный класс Оренбургской частной женской гимназии М.Д. Комаровой-Калмаковой от 6 июня 1912 г. уже указан домашний адрес: «Фельдшерская улица собственный дом №54» [ОГАОО, ф. 89, оп. 1, д. 62, лл. 51-52.].

Страница из архивного дела «Об учреждении опеки над малолетними детьми, имуществом и имением во 2-й части г. Оренбурга умершего художника Л.В. Попова» за 1918-1920 гг. (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 5)

Страница из архивного дела «Об учреждении опеки над малолетними детьми, имуществом и имением во 2-й части г. Оренбурга умершего художника Л.В. Попова» за 1918-1920 гг. (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 5)

Следующее изменение номера домовладения прослеживается уже в документах, оформленных после смерти Л.В. Попова. В документах Оренбургского сиротского суда (Дело «Об учреждении опеки над капиталом и малолетними детьми умершего художника Лукиана Васильевича Попова». 1918-1920 гг.) неоднократно указан адрес покойного художника, по которому осуществлялась опись движимого и недвижимого имущества – г. Оренбург, ул. Фельдшерская, 84 (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, лл. 1, 5, 6об., 11 об.).

Страница из архивного дела «Оценочные карточки строений домовладельцев разных кварталов г. Оренбурга» (без указания года) (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72.)

Страница из архивного дела «Оценочные карточки строений домовладельцев разных кварталов г. Оренбурга» (без указания года) (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72.)

Этот же адрес с указанием нахождения дома в 143 квартале фигурирует в оценочной карточке из архивного дела «Оценочные карточки строений домовладельцев разных кварталов г. Оренбурга», заполненной не ранее 1926 года (в документе присутствует название улицы Цвиллинга, переименованной в 1926 году из Телеграфной), где перечислены имеющиеся строения на принадлежавшем вдове художника, Вере Васильевне Поповой, домовладении – дом, мастерская, сарай (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72).

Анализ Плана г. Оренбурга 1932 года показывает, что не позднее 1932 года произошло следующее изменение нумерации на ул. Фельдшерской и, соответственно, новое изменение номера исследуемого домовладения – оно получает номер 37 (План г. Оренбурга. Издание Оренбургского Горкомхоза, 1932).

Из материалов технической инвентаризации дела № 1-143-4 (г. Оренбург, ул. Попова, 39), хранящегося в архиве ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», становится известно, что следующее изменение номера домовладения происходит в 1940-х годах. Так, в оценочном акте от 26 сентября 1940 г. зафиксировано проживание наследников Попова в доме, имевшем тогда адрес: ул. Фельдшерская, 37, Литера А. Зачеркнутый в документе номер 37 свидетельствует об очередном изменении нумерации. В документах 1950-х годов уже присутствует адрес: Фельдшерская, 39 ( ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», дело № 1-143-4 (г. Оренбург, ул. Попова, 39)).

Таким образом, согласно вышеизложенным сведениям, представители семьи Поповых становятся собственниками земельного участка на улице Фельдшерской не позднее начала 1880-х годов. С этого времени второе от угла с улицей Телеграфной (современной ул. Цвиллинга) дворовое место в квартале 143 принадлежало Евфимии Харитоновне Поповой, несомненно, близкой родственнице Л.В. Попова (возможно, матери отца художника – Василия Дементьевича Попова). К сожалению, на данном этапе исследования, не удалось выявить документов, подтверждающих данную версию. Однако, проживание Л.В. Попова в доме Евфимии Харитоновны, а затем наследование им и его братом ее домовладения, либо его части, могут свидетельствовать об их очень близком родстве.

В 1903 году Лукиан и Александр Поповы как наследники получают разрешение на строительство дома на участке Евфимии Харитоновны Поповой, которая числилась собственником домовладения, по крайней мере, до 1908 года. Вероятно, тогда на участке стало два жилых дома: старый – Е.Х. Поповой и новый – Лукиана и Александра Поповых. Вскоре, вероятно, Александр уступил дом женатому брату, у которого 15 августа 1904 года родилась дочь Надежда, а 6 октября 1906 года сын Сергей (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 2).

постепенно обустраивает свою городскую усадьбу. Вероятно, после смерти Е.Х. Поповой, он снес ее старый деревянный дом и построил мастерскую «из воздушного кирпича» (ныне утраченную).
После скоропостижной смерти художника в мае 1914 года, дом на Фельдшерской, вероятно, некоторое время пустовал, либо сдавался внаем, так как в заявлении в Оренбургский сиротский суд адрес проживания вдовы указан как: «Орская ул., д. Крючкова», т.е. адрес её родителей (ОГАОО, ф. 56, оп. 1, д. 680, л. 1). Имущество же Л.В. Попова (прежде всего, весь художественный инвентарь, картины, этюды, эскизы, наброски и т.д.), как следует из данного архивного дела («Об учреждении опеки над малолетними детьми, имуществом и имением во 2-й части г. Оренбурга умершего художника Л.В. Попова» за 1918-1920 гг.), до его описи в 1918 году, было фактически в неприкосновенном состоянии.

Как следует из оценочной карточки (ОГАОО, ф. Р-362, оп. 1, д. 173, л. 72), во второй половине 1920-х годов Вера Васильевна Попова сдавала дом на Фельдшерской, 84, внаем. В начале 1940-х годов наследники Попова уже числятся как пользователи дома. В конце 1940-х годов В.В. Попова и ее дети продают свое имущество в Чкалове (Оренбурге) и переезжают в Куйбышев (Самару). Вероятно, перед переездом в октябре 1948 года, В.В. Попова продала Чкаловскому краеведческому музею большую часть работ художника, письма и документы. Это позволило создать в Оренбурге в 1961 году самостоятельный Музей изобразительных искусств, основой постоянной экспозиции которого стала коллекция живописи Лукиана Васильевича Попова.

Дополнительным подтверждением принадлежности художнику дома по современному адресу: ул. Лукиана Попова, 39 является рисунок «Дом, в котором жил Л.В. Попов», выполненный в 1958 году первым директором Оренбургского областного музея изобразительных искусств С.А. Варламовым. Изображенное на рисунке здание полностью соответствует существующему ныне зданию. Кроме того, согласно выводам исследования известного оренбургского архитектора-реставратора, члена союза архитекторов Российской Федерации Юрия Александровича Григорьева, на многих работах Лукиана Васильевича Попова присутствуют как отдельные элементы жилого дома городской усадьбы и дворовых построек, так и его внутренних интерьеров дома, позволяющих соотнести их с сохранившейся планировкой дома художника ( Ю.А. «Дом, который построил Лукиан» // Краеведческий проект «Бердская слобода»).

Приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 23 января 2024 года №01-08-38 «Дом художника, академика живописи Лукиана Васильевича Попова», 1903 год, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Лукиана Попова, 39, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Находившиеся на территории усадьбы при жизни художника мастерская «из воздушного кирпича», «сарайчик», ледник и ворота, к сожалению, не сохранились…

Источник: Межрегиональный научный центр «Наследие»

, , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x