Телефонизация Оренбурга



26 января (13 января по старому стилю) 1898 года была открыта работа Оренбургской телефонной сети, которая имела 72 абонента, «из коих 6 имеют по две станции на проводе».

Петербургская городская телефонная станция, 1914 год

Еще сравнительно недавно без телефонистки (как тогда было принято говорить, «барышни») не мог состояться ни один телефонный разговор. Телефонная станция представляла собой большой зал, в котором перед пультами сидели работницы. Телефонный абонент снимал на своем аппарате трубку. В это время на пульте загоралась крохотная лампочка. «Барышня» отвечала абоненту и соединяла с нужным ему номером при помощи штепселя. Телефонистки должны были иметь рост не менее 155 сантиметров, а размах рук — не менее 154.

Надо сказать, что такая станция была не особенно удобна. Бывали периоды, когда загрузка ее была ничтожной и телефонистки открыто подремывали со своими «гарнитурами» на головах. «Гарнитура» — это телефонная трубка, которая удерживается на голове пружинами. Телефонистка все слышит и говорит прямо в микрофон, а руки тем временем у нее свободны.

Зато когда наступали телефонные «часы пик», работницы явно не успевали справляться со своими обязанностями. Нервные абоненты стучали по рычагам своих телефонов (при этом лампочка перед глазами телефонистки мигала и привлекала ее внимание сильнее), в ответ менее сдержанные «барышни» грубили. Но все эти «особо действенные» меры мало помогали. Человек ведь не может отвечать одновременно десяти абонентам и всех сразу соединять.

Так как же сто лет назад подбирали в Оренбурге претенденток на столь сложную работу? В начале декабря 1897 года в из Самары пришло сообщение:

Штат Оренбургской телефонной сети будет состоять: из трех почтово-телеграфных чиновников (женщины), одного 5-го разряда, двух 6-го разряда высшего оклада, одного механика высшего оклада, одного надсмотрщика высшего оклада и одного рабочего с окладом 240 рублей в год. Давая о сем знать, предлагаю пригласить двух девиц, окончивших курс в местном Институте или гимназии, при условии знания ими французского и немецкого языков, подать прошения о зачислении их кандидатками на должность почтово-телеграфного чиновника 6 разряда высшего оклада для службы на телефонной станции, при неимении желающих с вышеназванным образовательным цензом на должность телефонисток могут быть определяемы лица женского пола, не имеющие сего ценза, но знающие основательно оба языка.

За неимением собственных подготовленных кадров сначала пригласили телефонистку из Самары. В полдень 1 января (13 января по старому стилю) 1898 года заведующий Оренбургской телефонной сетью Гиллерт отправил в Самару телеграмму: «Действие правительственной телефонной сети открыто при 72 абонентах, из коих 6 имеют по две станции на проводе».

Уже 19 января 1898 года начальник Самарского почтово-телеграфного округа писал в Оренбург: «За определением г.г. Донской и Падейской телефонистками и отправления службы учеником Кононовым, телефонистка Самарской станции Зиновьева, вероятно, может быть возвращена к месту своей службы».

Оренбургские рекламодатели в 1899 году стали активно использовать тему телефонизации в объявлениях.Оренбургские рекламодатели в 1899 году стали активно использовать тему телефонизации в объявлениях. Вот один из примеров, где обыгрывается звонок на телефонную станцию, и звонящий просит соединить его с магазином.

«- Центральная? Да? Соедините меня с магазином имеющим гильзы Коновалова. Готово? — Mersi.

— Да пришлите же мне наконец гильзы Коновалова. Вы знаете, что я другие курить не могу».

Кроме того, с этого момента в качестве дополнительных контактов в некоторых объявлениях стали использоваться телефонные номера.

Росло число абонентов Оренбургской телефонной сети: в 1905 — 291, в 1910 — 540, в 1913 — 723. Но не столь резко увеличивался штат телефонисток: в 1905 — 6, в 1910 — 8, в 1913 — 12.

Читайте также:  Драматическое время

В начале весны 1914 года начальник Самарского почтово-телеграфного округа получил из Оренбурга ходатайство заведующего телефонной сетью, начинавшееся со слов: «За последнее время участились жалобы абонентов на неаккуратности телефонной станции в несвоевременных соединениях и разъединениях абонентов телефонистками, а иногда и на неправильное соединения».

Далее он объясняет причины плохой работы своей службы:

Замедления в соединениях и разъединениях абонентов происходят главным образом вследствие недостатка телефонисток, крайне плохой конструкции имеющихся на станции сотенных коммутаторов Микс и Генест, а также ввиду больших неудобств и затруднений, вызываемых соединением абонентов через боковые гнезда. Соединение абонентов через боковые гнезда увеличивают работу телефонисток вдвое и до того осложняют ее, что при значительном числе вызовов телефонистке становится невозможно успевать своевременно отвечать абонентам и проследить за отбойными звонками. При этом штат телефонисток на вверенной мне станции совершенно недостаточный. На коммутаторах при полном составе 12 телефонисток в утренней и дневной смене дежурят по 5, а в ночной 2 телефонистки. При таких условиях службы телефонистки несут чрезмерно тяжелый труд и при всем желании не имеют возможности справиться со всевозрастающей работой.

Но еще на долгие годы труд оренбургских телефонисток остался столь же сложным…

Телефонный аппарат российского производителя - фирмы "Н.К. Гейслер" 1909 годРазвитию телефонной связи Бердской станицы способствовало Войсковое начальство. «Приказываю, — уведомлял бердского атамана , — предложить обществу озаботиться постановлением приговора о проведении из центральной телефонной сети города Оренбурга в Ваше станичное правление телефона».

Впервые о телефонизации Бердского поселка заговорили в июле 1914 года. Вскоре здесь установили и сам аппарат. Казаки специально приходили в правление, чтобы посмотреть, как он работает. после паровоза стал вторым чудом для местных жителей.

Приобщая граждан страны Советов к правильному использованию телефонной связи, в 1925 году местные чиновники подчеркивали:

Все переговоры по телефону абонентов с дежурными и другими служащими Центральной станции должны вестись в вежливой форме. При невежливом обращении со стороны абонента, телефонистка вправе прекратить соединение с абонентом и оставить его дальнейшие вызовы без ответа, заявить об этом Заведующему Сетью или, за отсутствием его, старшей по аппаратной. До сего времени не изжита прежняя форма обращения абонентов к телефонисткам — «барышня». Поэтому Управление Телефонной Сети просит граждан абонентов обращаться к телефонисткам как к гражданину, либо товарищу, не допуская выражения «барышня». Если на заявление дежурной телефонистки не употреблять этого выражения, абонент будет его повторять, то дежурная телефонистка вправе отказать таким абонентам в соединениях.

Губернская газета «Смычка» в конце 1927 года публикует статью под заголовком «Оренбургский телефон»:

Многие разговаривающие по телефону, жалуются на плохую слышимость, на несвоевременное разъединение, на долгие неответы. Отчего это происходит? В Оренбурге 3000 человек приходится на один телефон и приблизительно 20 разговоров на один телефон в день. В Америке на 15 человек приходится один телефон на 3-4 разговора в сутки. Из этого видно, что наша телефонистка, имея у себя 75 телефонов, за 6 часов делает 1500 соединений, 1500 разъединений и 1500 вызовов, т.е. 12 с половиной раз в минуту соединить, разъединить и ответить.

В 1928-29 годах телефонная станция будет переоборудована заново, будет поставлена усовершенствованная аппаратура. Тогда не придется крутить ручку телефона — вызов будет механический. Таким образом плохая работа телефонной станции зависит не от телефонисток, а от аппаратуры, которая дергает нервы не только абонентам, а и телефонисткам.

… Столь радостного события пришлось ждать почти 40 лет.

Читайте также:  Обелиск на братской могиле в поселке Берды

Корреспондент газеты «» в начале 1964 года писал:

Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Оренбургскую автоматическую телефонную станцию. В центре города, напротив Дома Советов, выросло красивое четырехэтажное здание. В нем и разместилась АТС — автоматическая телефонная станция. Уже установлено более 3 тысяч 500 новых телефонных аппаратов с дисками.

На вопрос журналиста: «Оренбургская АТС будет иметь 5200 номеров. Обеспечит ли это потребности города?» Начальник городской почтово-телефонной станции Водопьянов ответил так: «Ни в коем случае. Уже в нынешнем году должна быть составлена необходимая документация на расширение станции. В будущем году, видимо, прибавится 3 тысячи телефонных номеров».

Зашел разговор и о телефонистках, в труде которых пропала необходимость при автоматизации станции. Руководитель станции подчеркнул:

Сейчас у нас работают 84 телефонистки. Тяжелый, нервный у них труд. Мы позаботились, чтобы они были трудоустроены. Часть будет нести справочную службу, многие пройдут подготовку и получат новые профессии для работы на почте и телеграфе.

В настоящее время телефонисты по характеру выполняемой работы подразделяются на телефонистов местной (городской, сельской, внутрипроизводственной) телефонной связи и телефонистов междугородной телефонной связи. Последние являются работниками более высокой квалификации. Также имеются телефонисты справочной службы городской телефонной сети.

Источники:

  • «От «барышни» до телефонистки», Т.В. , «Вечерний Оренбург», № 19 от 06 мая 1998 г.
  • Еременко Виктор: Страницы летописи Бёрдской. Оренбург. ИПФ «Вестник». 2008 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий