10 февраля 1935 года на заседании комиссии при Оренбургском Горплане Хлебная площадь, напротив клуба «Динамо», была выбрана местом для строительства оренбургского цирка.

Оренбургский цирк на Хлебной площади, 1947 год

Оренбургский цирк, 1947 год

Не обошлось без бюрократических проволочек, но вскоре работы по возведению здания начались, и срок открытия цирка даже был передвинут с 1 июня на 29 мая. Стройка завершилась в срок, однако из-за задержек оборудования для некоторых номеров в Куйбышеве (современный г. Самара), открытие состоялось только 31 мая.

Еще 27 января этого года заключил договор с центральным управлением ГОМЭЦа на поставку лесоматериалов для строительства цирка в Оренбурге. 10 февраля при Горплане состоялось заседание комиссии по выбору строительной площадки. Комиссия постановила: построить на Хлебной площади, напротив клуба Динамо.

Примечание “Бердской слободы”: ГОМЭЦ (Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий). Организовано в 1931 из ранее существовавшего ЦУГЦа (Центра управления гос. цирками) и влившихся в него эстрадных и филармонических организаций. Находилось в ведении Наркомпроса РСФСР. Состояло из нескольких крупных управлений (музыкально-эстрадного, филармоний, циркового, аттракционов и зоопредприятий). Располагало сетью отделений на периферии.

утвердил это решение. Уполномоченный ГОМЭЦа тов. Фогель заключил договор со строительной конторой на постройку здания. Облисполком выделил средства.

Казалось бы, налицо все условия для успешности работ по постройке нового зрелищного предприятия, в которых крайне нуждается. Но тут начались всяческие неожиданности.

Первым не выполнил договора Горсовет, который до сих пор полностью не отпустил строительных материалов. Городская строительная контора отказывается строить «из воздуха». А тут еще в дело снова вмешался Горплан. Председатель Горплана, тов. Карпова, 1 апреля заявила т. Фогелю:

– Мы еще не решили – целесообразно ли строить на Хлебной площади, так как в 1939 году он нам помешает при перепланировке города.

Нам кажется, что Горсовет, Горплан и строительная контора должны приложить все усилия к скорейшей постройке цирка.

К 1 июня жители Оренбурга должны получить цирк. Это решение областного исполнительного комитета. И его надо вы полнить точно в срок.

“1 июня должен быть открыт”, Оренбургская коммуна, 2 апреля 1935 года

Представление посетили около 2500 зрителей. К открытию приехал симфонический оркестр киевского отделения ГОМЭЦ в полном составе, на сцене цирка впервые в СССР был показан номер «летающий автомобиль», подготовленный артистами магнитогорского отделения. В дальнейшем предполагалось давать ежедневные представления, а в выходные ещё и специальные спектакли для детей. Каждые десять дней программа пополнялась новыми номерами.

Культурно составлена программа. Ярки, свежи и полны хорошего молодого задора выступления большинства артистов. В каждом выступлении заложено особое, доходчивое до зрителя, зерно.

Артисты нашего госцирка — окончили Московский техникум работников эстрады и цирка. Выпускники первого я единственного в мире учебного заведения, готовящего будущих инженеров народных зрелищ. Они живут сочной, полнокровной жизнью. Они выступают зрелыми мастерами жизнерадостного, действенного искусства советского цирка.

Вот выходят группа Круффи. Шесть гимнастов на турниках. Глаз не успевает следить за движением их превосходно сложенных и отлично натренированных фигур. Это искрометная игра силы, ловкости и отваги. Огромнейший восторг зрителя вызывает их заключительным трюк — три живых мельницы. Крылья мельниц вращаются со скоростью пропеллеров, словно их гонит вихрь.

Не ускользает от зрителя и содержание номера. Круффи выходят со своим «рыжим». Но посмотрите, что делают с ним веселые советские ребята. Заметим кстати, группа Круффи, комсомольская группа цирка. Комсомольцы цирка не только смеются над всегдашним «неудачником» арены, они помогают ему. И под конец «рыжий» приобретает упругость мускулов, достойную передовиков группы. Он сослужил свою службу — помог раскрыть тему выступления — коллектив воспитывает людей.

Молодая советская артистка Пашенная исполняет сложный гимнастический номер «лопенг де лоп». Зрителя восхищает изящество, пластичность движений и большое мужество артистки. Так легко и увлекательно летает она на турнике под самым, куполом цирка.

В бодром темпе ведут свои упражнения акробаты 3 Магнетто. Они блещут высокой техникой вольтажа в воздухе. Хорошую школу манежной джигитовки показывают молодые жокеи — 3 Серж. Артист и артистка Александровы демонстрируют большие достижения сценического стрелкового искусства. Многие их рекорды могут вызвать законную зависть наших снайперов и «ворошиловских стрелков».

Высокое мастерство управления собственным центром тяжести обнаруживают эквилибристы на проволоке Орландо, он и она, и жонглер Антонио. К лучшим номерам программы следует также отнести четкую, динамичную работу жонглеров Лариных. Интересны выступления иностранного артиста В. Гайор с дрессированными лошадьми. Забавен бессменный Чарли у ковра (артист Иванов).

Кое-что еще недостаточно отработано коллективом цирка. Сильные в своих музыкальных номерах эксцентрики Ковальский и Славянский — слабы как куплетисты. Их репертуар недостаточно яркий. Ошибается и Чарли—Иванов. Он часто неграмотно коверкает слова и совсем напрасно хрипит. Не звучит оркестр (дирижер Торчинский), явно не хватает ряда инструментов. И еще одна недостаток — мало света на арене. Нужны добавочные прожекторы.

Но все эти недочеты легко устранимы. В основном же открытие нашего цирка — это блестящий праздничный парад лучших молодых сил советского искусства арены, большой культурный праздник трудящихся города. Об этом говорят факты огромного наплыва зрителей в я их почти непрерывные аплодисменты артистам. Мы присоединяемся к этим аплодисментам, отдавая должное коллективу цирка.

Ив. ФРОЛОВ.

“Оренбург можно поздравить с хорошим советским цирком!”, Оренбургская коммуна, 3 июня 1935 года

Только за июнь 1935 года оренбургский Госцирк принял 60 тысяч зрителей. предложил разработать проект утепления цирка, с тем, чтобы здание работало круглый год.

За июнь оренбургский Госцирк обслужил 60.000 зрителей. 400 постоянных мест продано ударникам.

За своевременное окончание строительства и успешную работу цирка городской совет премировал директора цирка тов. Фогеля 500 рублями. Заведующему горстройконторой тов. Корсовскому и главному инженеру т. Гуринову вынесена благодарность.

предложил Горплану и директору цирка разработать проект утепления здания цирка с тем, чтобы он мог работать круглый год.

будет работать круглый год”, Оренбургская коммуна, 11 июля 1935 года

Здание цирка, построенного в 1935 году, было рассчитано на 1700 зрителей. В 1945 году оно сгорело. Вскоре после Великой Отечественной войны в Оренбурге на этом же месте (ул. Кобозева, 45) было построено новое стационарное здание цирка, которое существует и поныне.

По материалам ОГАОО

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x