Оренбургская почта



После основания Оренбурга почтовое сообщение между городами оренбуржцы осуществляли при помощи курьеров.

Почтово-Телеграфная Контора, Оренбург. Фото К. Фишера

Почтово-Телеграфная Контора, , пр. Парковый, 2/ул. Цвиллинга, 1. Фото К. Фишера

Первые почтовые отправления в Оренбургскую губернию начали совершаться в 1744 году, вскоре после ее образования, о чем говорит сенаторский Указ от 5 апреля 1744 года «О посылке пакетов в губернию».

Почтовое сообщение с центром шло через . Почтовый тракт шел по так называемой Большой Московской дороге из Оренбурга на , проложенной в 1743 году вдоль старинной дороги из Казани в казахскую степь и далее в пределы Средней Азии. Вдоль нее в 1743 и 1744 годах были поселены «иноверцы», главным образом татары: на определенном расстоянии один поселок от другого.

Так, в пределах нынешней Оренбургской области вдоль этой дороги в центр России через Казань возникли современные татарские села Биккулово, Юзеево, Мустафино, Сарманай, Дюсьметьево, Наурузово, Старое Кутлумбетево, Старое Якупово, Тирис Усманово, Старые Шалты.

В марте 1750 года в Оренбургской губернской канцелярии было заслушано доношение фабрикантов Ивана Полуярославцева, Андрея Евреинова и Василия Макарова, в котором говорилось о неудобстве осуществления почтовой связи через нарочных и курьеров.  

17 марта 1750 года члены Оренбургской губернской канцелярии заслушали определение канцелярии от 4 декабря 1749 года «каким образом для пользы торгующих здесь российских купцов от Оренбурга во все знатные и купеческие города пересылка писем учреждена и в установление приведена быть может».

Об этом определении было сообщено Сенату — высшему правительственному учреждению Российской империи, но решение Сената еще не получено. Учитывая интересы торгующего купечества, а также открытие в Троицкой крепости (ныне город Троицк Челябинской области) летом 1750 года ярмарки, Оренбургская губернская канцелярия определением от 17 марта 1750 года решает без разрешения Сената открыть почту в Оренбурге и установить почтовое сообщение по следующим направлениям:

  • В Казань и Уфу по четвергам.
  • В Троицкую крепость в летнее время 2 раза в неделю — во вторник и в субботу; в зимнее время 1 раз — в субботу.
  • В город Ставрополь (ныне г. Тольятти Куйбышевской области) через г. Самару один раз в неделю.
  • От Оренбурга вниз по р. Яику до г. Гурьева — один раз в неделю, по пятницам.
  • От Оренбурга до Орской крепости (ныне г. Орск) и прочие крепости вверх по р. Яику — один раз в неделю, по пятницам.

Для почтовых дел в том же году в Оренбурге была открыта почтовая контора, под нее отведено специальное здание (в настоящее время на ул. Советской, недалеко от Драматического театра). На здании почты помещалась вывеска с изображением герба Оренбурга и надпись «Оренбургская почта». Первым начальником Оренбургской почты был назначен аудитор, судейский чиновник Василий Гуляев, служивший ранее в Петербургском и Московском почтамтах. Почте была присвоена печать с изображением герба Оренбурга и надписью «Печать Оренбургской почты».

На жителей татарских сел в пределах нынешней области была возложена в 1750 году обязанность возки почты в Казань и обратно из Казани в Оренбург. Вне пределов Оренбургской области возка почты осуществлялась татарскими поселками по тракту Бугульма-Казань. Общая протяженность почтового тракта из Оренбурга до Казани исчислялась в 521 версту, из которых 338 верст проходили по территории Оренбургской губернии.

Для почтовых отправлений были изготовлены специальные кожаные чемоданы. Поэтому татары, возившие почту в чемоданах, долгое время официально именовались «чемоданными татарами». В первые годы работы оренбургской почты письма и посылки оренбургская почта доставляла только до Казани. О продвижении их дальше должен был позаботиться сам отправитель. Продвижение почты по остальным направлениям осуществлялось казаками казачьих поселков.

За отправку писем брались деньги с веса: от Оренбурга до Казани 3 копейки с золотника (золотник равен примерно 4 граммам). Посылки принимались не свыше одного пуда, по 5 копеек с фунта. Почта на Казань должна была двигаться со скоростью не менее 8 верст в час. Оплата за возку почты была:

«за каждую неделю за две подводы летом по копейке, а зимою по деньге за версту».

Указом Сената от 22 января 1752 года официально утверждено открытие оренбургской почты:

«В Оренбурге стал быть торг немалый, и мены с азиатскими народами на товары и на скот немалые.. В пользу торгующих в Оренбурге российских купцов к пересылке их писем не только до Москвы и до Санкт-Петербурга, но и до других российских городов и оттоль до Оренбурга, особливое учреждение рассуждается учинить весьма потребно».

Эту дату следует считать официальной датой открытия почты в Оренбурге, хотя практическая деятельность ее началась в 1750 году.

В 1757 году «чемоданные татары» по почтовому тракту Оренбург-Казань были освобождены от рекрутской повинности с обязательством безденежно возить почту. В 1829 году они вновь были обращены в сословие государственных крестьян с выполнением рекрутской повинности и оплатой за возку почты.

В 1786 году здание почты пострадало от пожара. В областном архиве сохранилось «Дело о выделении помещения под Оренбургскую губернскую почтовую контору», датированное 1798 годом. В нем содержится обращение из Московского Императорского почтамта к оренбургскому военному губернатору Н. Н. Бахметеву, в котором идет речь о необходимости привести в порядок здание почтовой конторы.

Большой вклад в развитие почтового дела в Оренбургском крае внес военный В. А. Перовский. Получив назначение в Оренбург, он устроил экстра-почту между Санкт-Петербургом и центром губернии. С экстра-почтой должна была отправляться только легкая корреспонденция, т.е. казенные пакеты, партикулярные письма, документы, деньги в ассигнациях, золотые и серебряные монеты, а также драгоценные вещи.

В 1838 году в Оренбург экстра-почта еженедельно доставлялась из Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани и Симбирска. В середине XIX века продолжает расти и шириться Оренбург. Освободившись от крепостных валов и стен, пограничный город сливается со слободами. Казанский почтовый тракт постепенно теряет свое значение, а построенные железные дороги Оренбург-, Оренбург-Симбирск расширяют экономические границы города и, соответственно, почтовый оборот.

В архивном фонде Оренбургского военного губернатора в «Списке почтовых станций по Оренбургской губернии» за 1842г. по тракту от Оренбурга через Бузулук до Симбирской губернии обозначены станции Чернореченская, Татищева, за которыми были закреплены станционные смотрители. На Чернореченской станции содержалось 8 лошадей, на станции Татищева — 10. В Чернореченской в ближайшее время предполагалось устроить 2 почтовых дома, в Татищенской — 4. В 1872 году начали строить здание для почтово-телеграфной конторы, освященное в декабре 1875 года. Решением Государственного Совета за подписью великого князя Константина от 15 марта 1877 года Оренбургская губернская контора Ш класса преобразована в почтовую контору II класса.

Строится новое здание для почтово-телеграфной конторы.

В Адрес-календаре Оренбургской губернии за 1851 году в были опубликованы Правила для проезжающих на почтах, для станционных чиновников и почтарей:

  1. Никто из проезжающих, самовольно, не должен ничего брать на станции, также, без платежа наперед прогонных денег, не получает лошадей.
  2. Не записав подорожной и не распла­тись за все забранное у содержателя гостиницы, проезжающий не должен съе­хать сь почтового двора.
  3. Обыкновенных проезжающих надоб­но везти в летнее время до 10, в зимнее 12, а в осеннее 8 верст въ час; курьеров же и Фельдъегерей столь поспе­шно, сколько cиe будет возможно.
  4. Никто не имеете права принуждать почтарей, без перемены лошадей ехать более одной станцш, также и к скорой езде.
  5. В неисполнении сего, также и в других обидах, учиненных на станциях, проезжающие могут жаловаться на виновных, которые не останутся, по мере вины своей, без взыскания; почему проезжаю­щий, если желает принести такую жало­бу, напишет письмо и оставляет его на станции для отсылки, при первом случае, в почтамт пли губернскую почтовую кон­тору, и, в то же время, запишет имя свое в шнуровую книгу, для сего на ка­ждой станции определенную, и случай, о котором жалобу свою приносить.
  6. Почтовые чиновники, во время обозрения станции, делают сличение жалоб с именами, записанными в книге, дабы удостовериться, все ли жалобы дошли до начальства и не утаена-ли какая-нибудь из ннх.
  7. За таковым правилом, путешествующим строго запрещается чинить станционным смотрителям притеснения и оскорбления, или почтарям побои.
  8. За все такие поступки, взыскано будет по 100 р. ассигнациями (сереб. 28 р. 57 1/2 коп.) за каждый, в пользу почтовой экономической суммы, и они доведены будут до сведения Его Императорского Величества.
  9. Станционные смотрители, которые не имеют классных чиновъ, но находясь при своих местах, в ограждение обид, пользуются по Высочайшей воле 14 классом.
  10. Проезжающие платят за лошадей прогонные деньги, во всех случаях по узаконениям.
  11. Проезжающее непременно должны иметь подорожные в установленной Фор­ме; без них же отнюдь никому лоша­дей не давать.
  12. Выдаваемый, как по казенным, так и по частным надобностям подорожные употребляются на том только про­странстве, на которое они выданы, исклю­чая тех случаев, когда бы первые даны были на неизвестные тракты и расстояния, и чтобы разъезды по ним повторяемы не были.
  13. Трехмесячные подорожные употре­бляются не более сего времени.
  14. Проезжающие по казенным надобно­стями более показанного в подорожных числа лошадей не должны брать, разве бы кто из них предъявить дополнительную частную подорожную.
  15. Подобно сему, и частные проезжа­ющее не получают лошадей более того числа, какое в подорожных будет наз­начено.
  16. Будущие, как по казенным, так и по своим надобностям, непременно платят прогонные деньги за все то число лошадей, какое им будет отпущено.
  17. Если кто, какого бы чина или звания ни был, будет брать усильным образом лошадей, сверх назначенного в по­дорожной числа, или платить прогонные не за все взятое число их, чему доселе были многие примеры, то о таких немедлен­но доносить почтовому начальству, с по­казанием сколько взято сверх подорож­ной лошадей, или сколько недоплачено за взятых по подорожной лошадей, для взыскания в первом случай поверстных, а в последнем прогонных денег и поступления с преступившими установленные правила по законами; буде же кто из почтовых чиновников и служителей о том умолчиг, такой сам подвергается ответу.
  18. Все правильные требования всякого проезжающего исполнять немедленно, крот­ко и учтиво, отнюдь не позволяя себе ни малейшей грубости; за почтарями надзи­рать; и им не потворствовать в притеснении проезжающих.
  19. Книги для записывания подорожен и жалоб иметь всегда на виду, и по пер­вому требованию проезжающего представ­лять ему их; оставленные пакеты с жа­лобами отсылать с первою почтою по адре­су во всей целости, и отмечать в книге отправления ихъ.
  20. Подорожные записывать непременно в книги, а не на особой бумаге, дабы проезжающий мог видеть, сколько оста­нется лошадей на станции, и в котором часу ему должны быть отпущены.
  21. Означать своею рукою на самой по­дорожной время отбытия проезжающего со станции; при съезде на станцию нескольких проезжающих, наблюдать очередь в отправлении их.
  22. Когда лошади действительно все будут в разгоне, и проезжающий, удостоверившись в том по книге, пожелает нанять вольных, то смотритель обязан внести подорожную его в книгу, не вы­ставляя въ графах числа лошадей, и про­сить проезжающего отметить под тою статьею своеручно, что он за неимением почтовых лошадей отправился на вольных.
  23. Проезжающие должны платить на станциях за повозку 12 копеек. — За смаз­ку колес у собственных экипажей проезжающих, кибиток и телег 6 копеек, прочих экипажей 12 копеек. — На водку извозчикам, там где существуют вольные почты, 6 копеек серебром.

В начале 1877 года газета «Оренбургский листок» на первой странице опубликовала сообщение:

«С января в г. Оренбурге учреждается городская почта. По городской почте установлена пересылка собственно простой корреспонденции, как то: простых закрытых и открытых писем, бандерольных отправлений, оплаченных согласно действующих такс, а именно: письма простые, закрытые и открытые — З коп. за каждый лот, а бандерольные отправления — 1 коп. за каждый лот. Корреспонденция городской почты будет вынимаема из почтовых ящиков, находящихся при домах: Николаевского института, гражданской гимназии, 3-ей полицейской части, на толкучем рынке и мясном базаре, а также при почтовой конторе ежедневно в два срока: в 8 часов утра и 3 часа пополудни и доставляема по адресу: вынутая из ящиков в 8 часов утра — с 9 до 2 часов дня, а вынутая из ящиков в 3 часа пополудни — вечером того же дня. Не вполне оплаченная корреспонденция по весу её или же вовсе не оплаченная, доставляться по адресу не будет».

Согласно статистическому отчету за 1886 год Управления Оренбургского почтово-телеграфного округа на территории современной Оренбургской области находилось 13 почтовых учреждений (Оренбургское, Верхне-Озерное, Исаевское, Каменно-Озерное, в Илецкой защите, Орское, Таналыкское, Ташлинское, Илекское, Мухрановское, Бугурусланское, Бузулукское, Сорочинское).

В конце XIX века с наступлением теплого времени года почтовики оказывали дополнительные услуги. Через прессу извещалось:

«С 15 мая устанавливается выемка из почтовых ящиков и доставка корреспонденции в дачных местах Маяка и Зауральной рощи. Лица, желающие воспользоваться указанной доставкой, имеют прислать о том письменные заявления на имя начальника почтово-телеграфной конторы.»

Режим работы связистов изменялся в праздничные дни, о чем обязательно предупреждала «Оренбургская газета».

В 1904 году в губернии насчитывалось 9 почтово-телеграфных контор, 15 почтово-телеграфных отделений VII разряда и 18 почтовых отделений.

Городская дума на заседании 27 апреля 1909г. постановила: «Просить начальника Оренбургской Почтово-телеграфной конторы возбудить надлежащее хозяйство перед Главным управлением почт и телеграфов об открытии почтового отделения и о разрешении производства полных почтовых операций при станции «Оренбург», Ташкентской железной дороги». Что и было сделано.

Удостоверение о направлении почтальона в штат Оренбургской Почтово-Телеграфной конторы, 1915 год

Удостоверение о направлении почтальона в штат Оренбургской Почтово-Телеграфной конторы, 1915 год

После установления советской власти весной 1919 года в Оренбурге, в Губернском Оренбургском Почтово-Телеграфном Управлении решался вопрос о переносе почтово-телеграфной станции в новое помещении. Здание, занимаемое почтой, телеграфом и телефоном, было «совершенно непригодно вследствие его ветхости и тесности».

Комиссия, исследовавшая здание, вынесла следующее постановление:

«просить высшую власть об отпуске Управлению конторы необходимой суммы для перехода в дом Хусаинова и его приспособления под почтово-телеграфную контору. Жилищный отдел просит в течение пяти дней немедленно очистить дом Хусаинова от всех жильцов и постояльцев, так как переход почтово-телеграфной конторы в дом Хусаинова не терпит отлагательства».

Как свидетельствуют архивные материалы, далее последовали работы, связанные с переносом станции из старого помещения в новое и переустройством Оренбургской телефонной сети на двухпроводную систему.

В 1922 году почтово-телеграфная контора была переведена в трехэтажный дом купца Смочилина по улице Гостинодворской, 18 (ныне – улица Кирова).

В 1922 году почтово-телеграфная контора была переведена в трехэтажный дом купца Н.А. Смочилина по улице Гостинодворской, 18 (ныне – улица Кирова). Снимок 1947-1949 гг.

В этом здании почтово-телеграфная контора размещалась до 1922 года, затем была переведена в трехэтажный дом купца Н.А. Смочилина по улице Гостинодворской, 18 (ныне – улица Кирова). На первом этаже разместилась почта, на втором – телеграф, на третьем – телефонная станция и другие организации связи.

В конце 1919 года было открыто 61 почтовое отделение, 17 почтово-телеграфных контор, окончательно восстановлены тракты в Оренбургском и частично в Верхне-Уральском и Орском уездах.

В июне 1924 года решался вопрос об организации в городе Оренбурге центрального обменного пункта почт (в период с 1920 по 1924 годы Оренбург являлся столицей Киргизской (Казахской) АССР). В проекте постановления Управлению Киргизского почтово-телеграфного округа было поручено приступить к организации пункта. Согласно статистике, почтово-телеграфная контора на 1 января 1927 года обслуживала город Оренбург с населением 122861 человек.

С образованием Оренбургской области в декабре 1934 года было организовано Оренбургское областное управление связи.

Как и во всем народном хозяйстве большая работа была проведена по перестройке почтовой связи на военный лад. В 1941 году было открыто дополнительно 18 почтовых предприятий и точек. Особое внимание уделялось производственной обработке почтовой корреспонденции.

В 1943 году работало 54 районных контор связи, в области насчитывалось 2 тысячи почтовых ящиков, в т.ч. в сельской местности — 1780. Особенно напряженно работала почтовая связь в послевоенный период на восстановлении народного хозяйства. Много раз менялись названия и организационная структура, но неизменными оставались задачи, которые решала и решает почтовая связь.

В октябре 1993 года на основании Указа Президента РФ было образовано государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Оренбургской области и почта была выделена в отдельную отрасль.

До этого времени функции по организации почтовой и электрической связи осуществляла одна организация — Управление связи Оренбургской области.

За годы существования почта пережила много изменений, но не утратила своего главного предназначения – быть связующим звеном между людьми.

© 2019, Лукьянов Сергей

Источники:

  • Адрес-календарь Оренбургской губернии за 1851 год, с. 92-95
  • Столпянский П. Н. Оренбургский исторический календарь на 1904 год. — Оренбург 1903. — С.1
  • Борисов А. Я. Летопись важнейших событий // Орденоносное . — Челябинск, 1968. — С. 345.
  • Кто есть кто в Оренбургской области. — М., 1998. — С. 128.
  • Оренбургская почта до революции: как это было, 14 июля 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *