13 сентября (по с. ст.) 1886 г. в Оренбургскую Городскую Управу поступило заявление от купца 2-й гильдии Федора Петровича Дегтярева с просьбой об отводе земли для постройки церкви. В нём он объяснил, что после смерти брата его Дмитрия Дегтярева, по духовному завещанию, остался капитал в 5000 руб., для постройки в Оренбурге храма во имя Св. Дмитрия Мироточивого, а потому просит Городскую Управу отвести место для постройки храма во второй части города, в новом строении, между кварталами под №№ 272 и 273 (по нумерации кварталов на тот период).

Дмитриевский храм, Оренбург

18 декабря (по с. ст.) 1886 г. городским архитектором был проведён осмотр указываемой купцом Дегтяревым площади. Оказалось, что площадь эта имеет в длину 65 саж., в ширину 42 саж., всего же 2730 кв. саж. и потому для постройки небольшой церкви «представляет полное удобство. На площади этой имеется городской колодезь…».

Дмитрий Петрович Дегтярев. Фото из семейного архива Бурлуцкой Е.В.

Дмитрий Петрович Дегтярев. Фото из семейного архива Бурлуцкой Е.В.

2 января (по с. ст.) 1887 года, на заседании Оренбургской Городской Думы под председательством городского головы Н.А. Середы в присутствии двадцати трех гласных ходатайство Ф.П. Дегтярева было удовлетворено. В этом же месяце письменно доводит до сведения о принятии Городской Думой решения о постройке и благословления на это Его Преосвященства Макария, епископа Оренбургского и Уральского.

Предположительно, что автором первого проекта храма и был инженер-капитан, производитель работ Оренбургской инженерной дистанции Вячеслав Петрович Сахаров, ранее занимавшийся техническими вопросами строительства Никольской форштадтской церкви.

16 июля (по с. ст.) 1887 г. решение о постройке было утверждено товарищем Министра Внутренних Дел князем Гагариным.

План Оренбурга (архитектор-художник Рянгин), 1926 год

План Оренбурга (архитектор-художник Рянгин), 1926 год

21 июля (по с. ст.)  1887 г. из Санкт-Петербурга пришла телеграмма:

«Выкопировки утверждены можно строить храм…»,

подпись: Жибер [Эрнест Иванович – главный архитектор Ведомства учреждений императрицы Марии].

В этом же году по проекту инженера Сахарова была заложена однопрестольная церковь во имя Дмитрия Мироточивого, способная вместить до 700 человек. И началось строительство. Строилась она не только на деньги Дмитрия и Федора Дегтяревых, но и на пожертвования прихожан.

2 июня (по с. ст.) 1890 года на место священника определили священника станицы Кардаиловской Василия Коблова. Он стал первым настоятелем храма. 30-го сентября (по с. ст.) 1890 года, накануне праздника Покрова Божией Матери, под жестяными белыми крестами Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским при полном стечении народа было совершено освящение третьего в Новой слободке Оренбурга храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Во время проповеди перед причастием священник Петр отметил:

«В храме все располагает к молитве, все влечет душу к Богу…Некто, бывший наш согражданин Димитрий Петрович Дегтярев, – вечная память ему, – пожертвовал на святое дело устройства здесь третьего храма капитал в 5000 рублей; вслед затем, благодаря трудам особо-избранных для сего членов Строительного Комитета, Бог послал и других добрых людей в качестве жертвователей на постройку храма. И вот первый, краеугольный камень, так недавно положенный в основание сего храма Архипастырем нашим, возрос ныне в красивое здание, увенчанное святыми крестами. И тому же Архипастырю определил Бог совершить ныне самое освящение храма. Слава Тебе, Боже, Благодателю нашему, во веки веков!…Похвала и честь, и вечная память главному и щедрому жертвователю на храм сей, рабу Божию Димитрию. Из части достояния своего он сделал самое лучшее употребление во славу Божию, для блага ближних и для своей души…».

Престолов в храме было два: Дмитрия Солунского и Св. Троицы. Других зданий на участке не было. Колокольня к тому времени ещё не окончена, вероятно, по причине нехватки средств.

8 января 1891 г. губернский инженер Лях-Невинский просит Духовную консисторию выслать в строительное отделение акт об уже окончившемся строительстве каменного храма, т.к. нет освидетельствования постройки строительным отделом.

14 мая 1891 года (по с. ст.) указом Святейшего Правительствующего Синода в числе других оренбургских приходов были утвержден новый – Димитриевский – и его границы: от Военного Госпиталя (предположительно Госпитальный пер.3) мимо Архиерейского дома (ныне Коммунаров, 19), захватывая Англичанский дом, вокзал железной дороги по площади до Телеграфной улицы (ныне улица Цвиллинга), далее по Телеграфной улице до Пиликинского переулка (ныне улица Орлова), а по нему на площадь, захватывая дровяной базар, дегтярный ряд, кузнечные ряды до Безымянной улицы (ныне улицы Парижской коммуны), а по ней до Госпиталя. В указе было оговорено, что

«Причты не должны исполнять никаких священнослужений и треб в чужих приходах, кроме исповеди, причащения Святых Таин и крещения младенцев, и то только в самом крайнем случае, когда грозит опасность скорой смерти, в других же случаях не иначе, как по разрешению Его Преосвященства».

Священнослужители должны были не менее трёх раз в год (в престольные праздники, на Рождество Христово, Крещение и Святую Пасху) посещать (с крестом) всех своих прихожан без исключения:

«бывая в их домах, по возможности вникать в семейный их быт, знакомиться с образом труда и занятий их, знать, насколько возможно, их нужды, а главное следить за их нравственностью и религиозным складом мыслей, разузнавать, ежегодно ли исповедуются и причащаются Святых Таин».

Видимо, для того, чтобы успевать окормлять паству на такой большой территории, в Дмитриевском храме служило два штата священников. На 1890 год причт церкви состоял из двух священников и двух псаломщиков. 10 января 1893 года при храме открылась школа грамоты, позже ставшая церковно-приходской.  В том же году было продолжено строительство колокольни.

Примерно так выглядели бы на современной карте границы Дмитриевского прихода

Примерно так выглядели бы на современной карте границы Дмитриевского прихода 

Но будучи только что построенным, храм уже не вмещал всех желающих прихожан. 21 мая 1897 г. Строительным Отделением Оренбургского Городского Правления был утверждён проект пристроев с двумя боковыми западными входами губернского инженера Франца (Фердинанда) Августовича Гагена.

По ходатайству прихожан и благотворителей Димитриевского храма и с благословения епископа Оренбургского и Уральского Владимира на средства купца 2-й гильдии Максима Макеева был построен правый предел в честь Святой Троицы.

Дмитриевский храм, Оренбург

К приделам логично потребовались придельные алтари. Епархиальный архитектор Аркадий Иосифович выполняет проект двух алтарных пристроев к Дмитровской церкви.

7 мая 1899 г. Строительное отделение утверждает проект алтарных пристроев и смету на сумму 3165 рублей.

В конце июля 1899 г. на средства купца Максима Макеева был возведён и отделан правый придел в честь Св. Троицы и с благословения Вашего Преосвященства 1 августа освящен Святой Престол. Территория церкви огорожена и замощена тротуарной плиткой.

А в 1900 году на средства генерала-майора Черехова и того же купца М.М. Макеева, ставшего церковным старостой, и других благотворителей было завершено строительство левого предела в честь Успения Божией Матери. Настоятель храма протоиерей Александр Словохотов подал Его Преосвященству Епископу Оренбургскому и Уральскому Владимиру прошение о том, что вся постройка, согласно проекту, закончена, и он просит 13-го августа 1900 года, в воскресение, благословить и освятить святой престол.

В окончательном виде церковь представляла собой одноэтажное каменное здание вместе с колокольней, покрытое железом и железными крестами на куполах, обитых белой жестью, возведенное в стилистике русской культовой архитектуры XVII века. Храм окружала деревянная ограда. С 19 ноября 1897 года причт увеличился на одного штатного диакона и псаломщика. Священнослужители не имели собственных домов, а жили на квартирах. Квартирное пособие, получаемое от церкви, составляло для священников – 15 рублей в месяц, штатного диакона – 12 рублей и псаломщика – 10 рублей.

Димитриевский приход был активным в городе. Так, третий настоятель храма протоиерей Феодор Бажанов в 1911-1912 учебном году организовал на приходе религиозно-нравственные и догматико-апологетические беседы, на которых выступало духовенство города.

После революции открывается трагическая страница в истории храма. В 1920-е годы решением Оренбургского губисполкома была изъята у её прежней общины за невыполнение условий договора и передана в пользование обновленческой общине. Все ходатайства прихожан о возвращении им церкви неоднократно отклонялись комиссией по делам РПЦ.  23 августа 1928 года президиум Оренбургского окрисполкома отказал удовлетворить прошение о передаче церкви «староцерковникам» в связи с наличием поблизости других церквей, находившихся в пользовании общин «старого» течения.

В советское время государство, отделившись от церкви, и начав антирелигиозную политику, наряду с другими храмами в 1933 году закрывает Димитриевскую церковь. Падение и раскол в душах русских людей сказались и на жизни храма. Но в 1935 году его снова открывают и, после закрытия Казанского Кафедрального собора, переносят архиерейскую кафедру. Но православным принадлежал только левый предел. Центральный и правый пределы были захвачены «обновленцами». Две группы верующих не уживались друг с другом. «Тихоновцы», как называли не отошедших от истинной веры прихожан, просили отдать им весь храм, так как обновленцы содержали свои пределы в крайне бесхозном состоянии.

Духовенство, благотворители и помощники Димитриевской церкви (1890-1938 гг.):

  • Димитрий и Феодор (Дегтяревы)
  • иер. Василий (Коблов) – первый настоятель с 1890 до 1895 г.
  • прот. Симеон (Циркулинский)
  • прот. Александр (Словохотов) – второй настоятель
  • прот. Феодор (Бажанов) – третий настоятель
  • иер. Иоанн (Ронгинский)
  • прот. Василий (Смелов) – четвертый настоятель
  • свящ. Василий (Иорданский) (в Димитриевской церкви был диаконом)
  • свящ. Иоанн (Калашников) (в Димитриевской церкви был псаломщиком и диаконом)
  • свящ. Димитрий (Усевич) (служил в сане на диаконской вакансии)
  • прот. Павел (Красотин)
  • о. Павел – священник в 1937 г.
  • о. Николай – последний священнослужитель перед закрытием храма
  • иером. Антоний
  • диак. Владимир (Зефиров)
  • диак. Иоанн Володин
  • псалом.-диак. Иоанн (Думенко)
  • диак. Никита (Мезенцев)
  • Матфей Быковский (староста)
  • Максим Макеев (староста)
  • Димитрий Строков (староста)
  • Иоанн Чернов
  • Никандр Пономарев (учитель Димитр. церк.-приход. школы)
  • Трофим Шерстнев

Но война безбожной власти против Церкви Христовой не прекращалась, в 1937-38 годах происходит ряд арестов священнослужителей по ложным доносам. А осенью постановлением президиума Оренбургского облисполкома от 17 сентября 1938 г., № 3, было утверждено более раннее постановление Оренбургского горсовета от 5 сентября 1938 года о закрытии Дмитриевской церкви, последней действующей в городе:

«Принимая во внимание, что закрытия церкви требует основная масса рабочих Оренбурга в количестве 8000 человек и передаче здания таковой под клуб, с постановлением Горсовета согласиться, церковь закрыть…».

В январе 1939 года церковь передавалась под клуб деткомиссии.

Во время Великой Отечественной войны на территории храма расположилась автомобильная рота Южно-Уральского округа. 5 января 1944 года верующие вновь подали заявление в Оренбургский горсовет с просьбой открыть Димитриевскую церковь, так как действующая с 1944 года Никольская церковь находилась на окраине города (в Форштадте), и снова получили отказ, который объяснили тем, что помещение занято автомобильной ротой. Последующие ходатайства (в апреле, июне, ноябре 1944 года и январе 1946 года) в горсовет о возвращении и передачи храма также были отклонены. Хотя к началу 1946 года автомобильная рота Южно-Уральского военного округа освободила территорию.

Кинотеатр "Буревестник"

Кинотеатр “Буревестник”

Позже было принято решение передать здание Облкинотресту, обязанный изыскать средства для переоборудования строения и устройства в нем кинотеатра. Так появился известный кинотеатр «Буревестник», просуществовавший более полувека.

В августе 1989 года по инициативе группы верующих в Центральном райисполкоме Оренбурга было зарегистрированно новое религиозное общество РПЦ. 27 сентября 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил зарегистрировать религиозное общество и разрешить ему приобретение жилого дома (кинотеатра «Буревестника») с последующим использованием под молитвенные цели. Наконец, 12-го февраля 1990 года согласно решению Оренбургского горисполкома здание бывшего Дмитриевского храма вновь было передано верующим Православной Церкви. Также горисполком постановил оказать религиозному обществу содействие в финансировании восстановительных работ, обеспечении строительных материалов, разработке проектной документации.

Храм вернулся верующим в плачевном состоянии. Купола и своды храма были взорваны, безжалостно уничтожено все, что хоть в малости своей напоминало храм. Церковные святыни и утварь, иконы расхищены и поруганы. Настенные росписи в большинстве своем уничтожены, а израненные остатки безжалостно изуродованы и покрыты многими слоями краски. На месте святая святых — алтаря — расположился экран, на котором демонстрировались фильмы различного, не всегда приличного содержания. Территория храма была неухоженной, подвалы забиты золой.

Ограда Дмитриевского храма, южный фасад (ул. Попова)

Стараниями работников и прихожан храма началось восстановление. Люди помогали, кто, чем мог: деньгами, безвозмездным трудом. Прихожане после службы разбирали старые разрушенные дома, приносили кирпич, очищали его и восстанавливали своды храма. С великой радостью и благоговением верующие передавали хранящиеся в их домах иконы, священные сосуды, церковную утварь и необходимые предметы обихода.

Дмитриевский храм, западный фасад, Святые ворота

27 февраля 1996 года в 12 часов дня при скоплении прихожан и жителей улиц Попова и Островского была установлен купол церкви. В том же году храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И до сих пор сила благословения святейшего Патриарха и горячо любимого оренбуржцами владыки Леонтия помогает в восстановлении храма.

К ноябрю 1999 года привезли Табынский образ Божией Матери и икону святого Димитрия Солунского. Позже закончили строительство колокольни, и на ее открытие, 16 августа 1999 года, был отслужен молебен митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином.

Решение открыть Димитриевский мужской монастырь на базе храма Димитрия Солунского в Оренбурге и назначить на должность игумена иеромонаха Варнаву (Соколова) было принято 21-го октября 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с прошением Высокопреосвященнейшего митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина.

8 ноября 2016 года, в день памяти святого Великомученика Димитрия Солунского, в жизни православного Оренбуржья состоялось знаменательное событие –  был торжественно открыт мужской монастырь.

Название: «Церковь Дмитрия Солунского».
Время постройки: 1890 г.
Адрес: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Попова / ул. Островского, 98/-, литера Е.
Категория: объект культурного наследия регионального значения.

Источник: При создании материала использовалась информация с сайта Димитрус.ru

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x