23 октября 1943 года на станции Меновой двор, недалеко от Оренбурга, произошло крушение военного эшелона №49093, которым выпускники 20-й ОШОССП (Окружной школы отличных стрелков снайперской подготовки) г. Чарджоу (совр. Туркменабад) Туркменской ССР, следовали в действующую армию. Когда состав подходил к станции, произошла страшная авария – маневровый паровоз, работавший на этой же линии, врезался в воинский эшелон. Вагоны налетали друг на друга, и это было как землетрясение. Как выяснилось уже потом, случилось это по вине стрелочника.
Обелиск на братской могиле близ станции Меновой двор
По материалам, хранящимся в Центре документаций новой и новейшей истории Оренбурга, удалось установить следующие факты.
В результате крушения воинского эшелона погибло 50 и ранено 38 бойцов Красной Армии. Эта авария явилась результатом грубых нарушений правил технической эксплуатации, игнорирования законов безопасности движения поездов.
Вскоре к месту происшествия на помощь созвали местное население. Здесь был и Иван Данилович Нехорошев. В шесть часов утра вся рота связи, в которой служил Иван Данилович, в количестве 30 человек была поднята по тревоге. Солдат привели на кладбище, расположенное рядом со станцией, и они начали рыть большую братскую могилу. Работали примерно до полудня, тела убитых оборачивали бумагой и укладывали штабелями по 12 человек в ряд. К обеду все было закончено.
Погибшие солдаты были 1925 года рождения, и только один человек — лейтенант Бекыслин Урман Бек родился в 1915.
В братской могиле в районе горы Сулак похоронили 49 человек, а одного офицера похоронили рядом в отдельной могиле. Потом произвели три выстрела из 12 винтовок, отдав погибшим последние воинские почести.
Мемориальная табличка на братской могиле
Родственникам сообщили, что погибли курсанты на фронте: все документы и письма ликвидировали, а информацию засекретили. В 1943 году работники Оренбургского военного госпиталя приняли активное участие в организации помощи бойцам, пострадавшим во время железнодорожной катастрофы на станции Меновой двор.
Схема расположения братской могилы снайперов на сулакском кладбище
Братскую могилу случайно обнаружили ученики и педагоги школы № 65 – еще в пятьдесят девятом году. С тех пор школьники многих поколений стали в военных архивах устанавливать личности погибших, а заодно ухаживать за могилой. Дети приносили цветы этим солдатам, а сами вспоминали своих близких, тоже не пришедших с войны.
Первая страница донесения с именным списком курсантского и офицерского состава снайперской школы, погибших во время крушения воинского эшелона на станции Меновой двор Оренбургской железной дороги
Впоследствии ребятам удалось узнать имена погибших. Разыскивали родственников. И вот однажды к ним приехала женщина, которая по фотографии узнала своего брата. Находили и еще некоторых очевидцев этой катастрофы.
Страница донесения с именным списком курсантского и офицерского состава снайперской школы, погибших во время крушения воинского эшелона на станции Меновой двор Оренбургской железной дороги
В школьном музее хранятся альбомы с именами погибших курсантов, чудом сохранившиеся два письма и фотографии.
Титульный лист учетной карточки воинского захоронения близ горы Сулак
На сайте «Бердская слобода» имеется сетевая библиотека, где находится в открытом доступе большое количество отсканированных старых книг и журналов XVIII-XX веков.
Вот как об этом событии спустя много лет в одном из своих писем, присланных в 1970 году из города Алмалык Ташкентской области в школу № 65 Оренбурга, рассказала Антонина Ивановна Решетникова, ехавшая на фронт в этом же эшелоне. Во время катастрофы она получила тяжелую травму, из-за которой после сложной операции сильно болела все оставшиеся годы.
Было около пяти часов утра, и почти все спали. Я находилась вместе с медсестрой в санитарном вагоне. Когда произошло столкновение, из паровоза получилась лепешка, а вагоны буквально прыгали друг на друга. Это была такая страшная картина, что трудно описать. Наш вагон попал в продуктовый, и нас вместе с хлебом выбросило далеко от линии, а остальные вагоны с людьми налетели друг на друга. Многие, кто был в этих вагонах, погибли. Солдаты, оставшиеся в живых, начали вытаскивать убитых и раненых. Пять вагонов превратились в щепки, железные рамы, колеса были смешаны, все сгрудилось в одну кучу, и туда страшно было смотреть. Некоторые ребята упали на шпалы, и их придавило. Бедные! Они кричали: «Мамочка! Спасите!». Стонали и, когда мимо проходили люди, просили пристрелить, чтобы не мучиться. Те, кто пытался вытащить ребят, тоже погибли под рушившимися кусками железа вместе с теми, кому они пытались помочь. Потом солдатам запретили подходить к этой груде искореженного металла. Очень страшно было смотреть на солдата Акмолина, который головой попал между буферов и был поднят на высоту одного или полутора метров над землей. Так висел только он один. Позже подошли два трактора с длинными тросами и стали растаскивать груды железа. Все это рушилось, падало вниз, убивало людей насмерть. Представители командования проходили мимо мертвых, забирая документы и записывая фамилии.
На кладбище, расположенном рядом со станцией вырыли могилу. Жители ближайших домов помогали в ликвидации последствий ужасной катастрофы, спасали раненых, давали им белье, одеяла, увозили в госпиталь. Оставшиеся в живых солдаты через несколько часов уехали на фронт.
Некоторые подробности, связанные с причиной аварии воинского эшелона, можно узнать из письма Трикоз Нины Ивановны, присланного из Соль–Илецка в адрес школы в 1993 году. В годы войны она работала на Оренбургской железной дороге, а 23 октября 1943 года была дежурным по станции Донгузская. Нина Ивановна рассказывала, что дежурный по станции Меновой двор получил команду от участкового диспетчера о том, чтобы обеспечить воинскому эшелону № 49093 безаварийный проход от станции Илек до станции Оренбург.
Оборотный лист учетной карточки воинского захоронения близ горы Сулак
Он отдал приказ стрелочкам приготовить маршрут на главный путь, стрелки закрыть и ключ отдать при проверке маршрута. Однако в результате трагической случайности одна из стрелок оказалась не переведенной на главный путь, а оставалась поставленной на боковой путь, где стоял маневровый паровоз. Вследствие этого эшелон оказался принятым на занятый путь и столкнулся с маневровым паровозом. В результате столкновения 3 или 4 вагона оказались отрезанными от основного состава. Очевидцы этой страшной аварии вспоминают, что убитых уносили в лесополосу, расположенную рядом со станцией.
Первый обелиск был поставлен на братской могиле благодаря стараниям Антонины Евгеньевны Старостиной, работавшей в то время учителем начальных классов в школе № 65.
Узнав о существовании заброшенной могилы, она обратилась к Польщикову Василию Никитовичу, секретарю сельского райкома партии, побывала у начальника гарнизона, на аэродроме и на станции Меновой двор. Владимир Владимирович Жутаев, бывший в то время начальником вагонной службы, сделал и привез ограду, устанавливал ее дорожный мастер Смелов И.
5 мая 1960 года курсанты Оренбургского летного училища установили на братской могиле первый металлический обелиск. Позднее его меняли еще два раза. И с тех пор перестала эта могила быть безымянной.
В 1963 года учитель химии, завуч по воспитательной работе школы № 65 Хихля Полина Антроповна организовала постоянное шефство над Братской могилой. Каждый год вместе с ребятами приводили они могилу в порядок, а накануне Дня Победы учителя вместе с учениками и ветеранами войны – жителями поселка Пугачи, проводили митинг на братской могиле.
Эстафету Памяти позже подхватили члены историко-краеведческого клуба «Поиск», руководителем которого стала учитель истории школы №65 Ирина Васильевна Андреева.
Из воспоминаний Владимира Касаткина:
Изначально обелиск 6 метров был изготовлен на Машзаводе с применением листового дюраля и титана. От края кладбища до центра братской могилы было 37 метров, и долго искали автокран с большим вылетом стрелы. Поставили за трое суток, а низ оградили балконными плитами. А вот более 60 кубов земли школьники своими руками переносили. Становились цепочками и ведрами передавали землю. Это очень кратко. Звезда внутри полая, планировалась установка лампы, но отказались. Сеть далеко.
Воспоминания Николая Дубова:
В начале 70х годов, когда началось развитие Оренбургского Газпрома. Место захоронения пытались заставить вагончиками, в которых должны были проживать работники газопромыслов. За помощью к нам (я тогда проходил службу в должности секретаря комитета ВЛКСМ на втором аэродроме) обратились комсомольцы 65 школы, помочь не допустить застройки братской могилы. Так, я впервые узнал о гибели снайперов из Чарджоу. Потом в воинской части я повстречал очевидцев данной трагедии. Потом работая в ФГУ мы в День Победы возлагали венок памяти к обелиску.
6 сентября 1980 г. на Братской могиле торжественно был открыт новый обелиск. К 70-й годовщине Победы мемориал обновили.
8 мая 2021 года на братской могиле появилась плита с именами всех захороненных. Это результат труда школьников. Более 30 лет несколько поколений членов историко-краеведческого клуба «Поиск» при школе №65 следили за мемориалом, вели переписку с архивом минобороны и родственниками погибших курсантов.
Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.
Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.
Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно удобным для Вас способом (см. ниже):