Монастыри являлись составной частью системы институтов Русской православной церкви и подчинялись верховной власти российского императора и Святейшего Синода. Епархиальными монастырями управлял местный архиерей. В данной статье в центре внимания будет расположение и количество монастырей и монашества Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX века.

Успенский женский монастырь, Оренбург

Успенский женский монастырь,

После того как в 1859 году по указу Святейшего Синода состоялось разделение Оренбургско-Уфимской епархии, на территории вновь образованной Оренбургской епархии не было ни одного монастыря [3, с.71]. А были ли они на территории прежней епархии к 1859 году? К этому времени на территории Оренбургско-Уфимской епархии числились два мужских монастыря, один женский монастырь и четыре женские общины.

В результате разукрупнения Оренбургско-Уфимской епархии Воскресенский Златоустовский единоверческий мужской монастырь, Уфимский Успенский мужской монастырь и Благовещенский Уфимский женский монастырь отошли в состав Уфимской епархии. А вот существовавшие на тот момент женские общины две вновь образованные епархии разделили поровну. Бирская и Мензелинская общины вошли в состав Уфимской епархии, а Челябинская и Троицкая женские общины, образованные соответственно в 1854 и 1851 гг., вошли в состав Оренбургской епархии. Таким образом, к началу 60-х гг. XIX века на территории этой епархии не было ни одного монастыря, но существовали две женские общины [3, с.70-71].

Справка “Бердской слободы”: В 1799 году по Высочайше утвержденному 16 октября докладу Святейшего Синода в пределах Оренбургской губернии была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. Выделена из Казанской и, отчасти, Вятской епархий. В состав епархии вошли города с уездами, или по прежнему названию округами: Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Мензелинск, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Сергиевск и Белебей, и затем — Челябинск, Троицк и Верхнеуральск. Местопребывание архиерея и консистории назначено было не в губернском городе Оренбурге, а в центральном по местоположению в епархии, хотя и уездном, — Уфе.

С 21 марта 1859 года разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую.

5 октября 2011 года из состава Оренбургской епархии были выделены две части Оренбургской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии:

  • Бузулукская епархия – в административных границах Асекеевского, Бугурусланского, Бузулукского, Грачевского, Илекского, Красногвардейского, Курманаевского, Первомайского, Северного, Сорочинского, Ташлинского и Тоцкого районов Оренбургской области;
  • Орская епархия – в административных границах Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского и Ясненского районов, а также Новотроицкого и Орского муниципальных образований Оренбургской области.

6 октября 2011 года в пределах Оренбургской области была образована Оренбургская митрополия, включающая в себя Бузулукскую, Оренбургскую и Орскую епархии. Главой митрополии определено быть Оренбургскому архиерею.

Исторические названия:

  • Оренбургская и Уфимская (16 октября 1799 — 21 марта 1859);
  • Оренбургская и Уральская (21 марта 1859 — 7 ноября 1908);
  • Оренбургская и Тургайская (7 ноября 1908 — ок. 1920);
  • Оренбургская (ок. 1920 — после 1939);
  • Чкаловская (после 1939 — июль 1945);
  • Чкаловская и Бузулукская (июль 1945 — 7 декабря 1957);
  • Оренбургская и Бузулукская (7 декабря 1957 — 5 октября 2011);
  • Оренбургская и Саракташская (с 5 октября 2011).

На протяжении второй половины XIX – начала XX века в Оренбургской епархии, как и в других епархиях Российской империи, происходил рост количества монастырей. Остановимся поподробнее на этом моменте.

Вполне естественно, что отсутствие монастырей во вновь созданной епархии не устраивало Преосвященного Антония, первого епископа Оренбургского и Уральского. Он ходатайствует перед Святейшим Синодом о преобразовании в монастырь Одигитриевской Богородицкой женской общины в городе Челябинске. Община была создана по инициативе А. М. Полежевой, которая под именем Агнии стала первой настоятельницей будущего монастыря. В конечном итоге старейшим женским монастырем Оренбургской епархии и стал Челябинский Одигитриевский женский монастырь, учрежденный 3 марта 1862 года [3, с.70-71].

Челябинский Одигитриевский женский монастырь

Челябинский Одигитриевский женский монастырь

Примечание “Бердской слободы”: стоит заметить, что автор статьи не рассказал о монастырях Бузулукского уезда Самарской губернии, в настоящее время входящих в состав Оренбургской области: Тихвинской Богородской женской общине – первой по времени основания обители Оренбуржья, основанной в 1847 году и Спасо-Преображенском мужском монастыре города Бузулука, основанном в 1853 году.

Девичий монастырь, Бузулук

Девичий монастырь,

14 августа (2 августа по старому стилю) 1847 года на основании ходатайства государственной крестьянки деревни Михайловка Романовской волости Бузулукского уезда Самарской губернии (сейчас Бузулукский район Оренбургской области) Евфимии Овсянниковой Святейшему Синоду от 31 января (19 января по старому стилю) 1844 года в городе Бузулуке официально открыта Тихвинская Богородская женская община.

Настоятельницей обители назначена Евфимия Овсянникова, покровительницей общины стала бузулукская «купчиха» Анна Путилова.

Открытию предшествовал указ Оренбургской духовной консистории от 24 апреля (12 апреля по старому стилю) 1834 года о создании Тихвинской женской общины, на основании которого в 1835 году выделена земля под строительство.

Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена к концу 1848 года. На пожертвования прихожан в 1848–1849 годах возведены жилой корпус для келий, домовая церковь во имя Святого угодника Николая Чудотворца и больница.

В соответствии с указом Святейшего Синода от 11 февраля (30 января по старому стилю) 1860 года Тихвинская Богородская женская община возведена в степень монастыря, закрытого впоследствии решением пленума Бузулукского городского совета от 20 ноября 1929 года.

Здания переданы в распоряжение железнодорожной жилищной кооперации для их использования в культурно-просветительских целях.

Возрождение храма связано с его преобразованием по решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2000 года в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь, который указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 года № 15-ук признан памятником истории и культуры Оренбургской области второй половины XIX века. Располагается по адресу: город Бузулук, улица Серго, дом 1.

16 октября (4 октября по старому стилю) 1853 года открыт Спасо-Преображенский мужской монастырь города Бузулука Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Бузулукского района Оренбургской области)

16 октября (4 октября по старому стилю) 1853 года открыт Спасо-Преображенский мужской монастырь города Бузулука Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Бузулукского района Оренбургской области).

Первым зданием будущего монастыря стал дом с мезонином, перевезенный из деревни Твердилово Бузулукского уезда Самарской губернии. В 1854–1856 годах велось активное строительство: построены двухэтажный дом для посетителей монастыря, хозяйственные помещения (мельница, солодовня, маслобойня, кузница, баня, хлебные амбары), полукаменное помещение, рассчитанное на 36 келий, часовня рядом с родником за пределами монастыря.

25 марта 1918 года часть помещений монастыря конфискована в пользу Оренбургского общественного комитета помощи беженцам. В 1919 году на территории обители организована молочная ферма, в 1920 году – семенной огород и санаторий.

По решению исполнительного комитета Бузулукского окружного Совета рабочих, креятьянских и красноармейских депутатов в октябре 1929 года монастырь закрыли.

На его территории в 1936 году организована колония для несовершеннолетних, действовавшая до 2011 года. Позднее там же открыта женская колония. Из храмовых построек частично сохранились только здания Казанского и Преображенского храмов, остальные строения разрушены полностью.

С конца 1990-х началось постепенное возрождение монастыря: заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Русской православной церкви официально открыл этот монастырь.

В 2018 году заново отстроены церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Через три года, в 1865 году, образовался Троицкий Казанско-Богородицкий женский монастырь. Он появился Синодальным определением от 28 августа 1865 года в качестве нештатного монастыря в результате преобразования Троицкой общины. Эта община получила официальное утверждение по указу Синода от 20 января 1862 года. Троицкая община была основана по благословению епископа Оренбургского и Уфимского Иосифа в 1851 году. Он признавал, что в Троицком уезде много иноверцев и раскольников, поэтому основание там общины в то время было необходимо [3, с.70].

Троицкий Казанско-Богородицкий женский монастырь

Троицкий Казанско-Богородицкий женский монастырь

Старейшим мужским монастырем образованной в 1859 году Оренбургской епархии является Богодуховский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Он был учрежден в 1867 году и находился в трех верстах от Оренбурга. В 1900 году по недостатку средств содержания был обращен в заштатный и приписан к Архиерейскому Дому. Заштатные монастыри отличались от штатных тем, что им не полагалось казенного жалования. А штат монастыря был в 1900 году переведен в Оренбургский второклассный Успенско-Макарьевский мужской монастырь [1, Д.10572, л. 25].

Утраченный Богодуховский монастырь на реке Сакмаре перед строительством Сакмарской ТЭЦ (позже Красный Маяк). 1928 год.

Утраченный Богодуховский монастырь на реке Сакмаре перед строительством Сакмарской ТЭЦ (позже Красный Маяк). 1928 год.

Здания Богодуховского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря разрушены в конце 1920-х гг. при строительстве тепловой электростанции. Сохранилось здание миссионерской школы. Фото 1929 года

Здания Богодуховского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря разрушены в конце 1920-х гг. при строительстве тепловой электростанции. Сохранилось здание миссионерской школы. Фото 1929 года

Таким образом, до 1872 года на территории епархии было уже 3 монастыря – один мужской и два женских. В этом году вновь произошел количественный рост монастырей епархии. Существовавшая в Оренбурге с 1866 года женская община, 28 сентября 1872 года была преобразована в Оренбургский Успенский женский монастырь [1, Д.10572, л. 28].

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Первоначально это было женское духовное общество, существовавшее с 1853 г. Впоследствии получившее статус монастыря решением Священного Синода от 28 сентября 1872 года. В 1867 г. начато строительство большого храма. Вслед за этим с 1875 по 1885 гг. возводились церкви, колокольни и хозяйственные постройки. Значительную помощь монастырю оказал местный купец Николай Деев.

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Главной достопримечательностью монастыря был каменный двухэтажный Успенский собор. Был освящен в 1875 году. Архитектор – К. Тон. Территория монастыря была окружена каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В южной половине находились каменные корпуса, где жили сестры, размещались хозяйственные службы. В северо-западной части было кладбище, на котором, кроме монашествующих, хоронили именитых и богатых горожан

К 1917 году в монастыре находилось 120 монахинь и 401 послушница. На территории был приют для девочек, поддерживающийся на средства купечества, больничный корпус с богадельней, церковно-приходская школа. Монастырь имел собственные земли, которые использовались для хлебопашества и сенокосов, выпаса скота, свечной завод, золотошвейную и иконописную мастерские. Особенно славилась своей работой монастырская мастерская по чистке пуховых платков.

В 1919 году Успенский женский монастырь был закрыт. Выселенные монахини устраивались на жительство в частных домах, преимущественно в Форштадте. Монастырские владения были переданы школе воздушного боя.

Оренбургский Успенский женский монастырь был основан Татьяной Кононовой (урожденной Амарцевой), которая стала его первой игуменьей Таисией

Оренбургский Успенский женский монастырь был основан Татьяной Кононовой (урожденной Амарцевой), которая стала его первой игуменьей Таисией

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1892 год на территории епархии числилось уже 6 монастырей – два мужских и четыре женских, а также две женские общины – Орская и Верхнеуральская, образованные в 1888 году [1, Д.10566, л. 31].

Два вновь созданных монастыря появились в Уральской области. В 1866 году в 15 верстах от города Уральска появился мужской скит, который в 1879 году был преобразован в Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь [1, Д.10572, л. 27]. А в 1881 году купчихи Е. Л. Юрьевская и Н. Я. Авдеева основали женскую общину в 6 верстах от города Уральска. Позже, в 1890 году из нее возник Уральский Покровский единоверческий женский монастырь [1, Д.10572, л. 29].

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1899 год говорится о трех мужских и пяти женских монастырях. Вместо Орской общины числится Орский Покровский женский монастырь, появившийся в 1898 году. А в перечне женских общин в 1899 году значатся уже четыре общины – Вернеуральская, Илецкая, Кустанайская и Исянгуловская [1, Д.10570, л. 26].

Орский Покровский женский монастырь

Орский Покровский женский монастырь

Оренбургский Успенско-Макарьевский мужской монастырь был учрежден в 1895 году близ села Подгорная Покровка Оренбургского уезда в 17 верстах от Оренбурга на средства купцов Г.Н. и А.Г. Мещеряковых. Он стал уже третьим мужским монастырем на территории епархии [1, Д.10578, л. 21].

Оренбургский Успенско-Макарьевский мужской монастырь

Оренбургский Успенско-Макарьевский мужской монастырь

В феврале 1893 года к епископу Оренбургскому и Уральскому Макарию (1886–1895) обратился оренбургский купец Александр Григорьевич Мещеряков с прошением, суть которого он изложил в подробностях таким образом: «Покойный мой родитель Григорий Никифорович Мещеряков возымел пламенное желание устроить на благоприобретённом своём земельном участке под названием «Бардин» мужскую обитель, но Господу Богу угодно было призвать его прежде, чем он успел исполнить это святое своё желание. Ныне, вспоминая с чувством сыновнего благоговения память и волю моего покойного родителя, я, его сын Александр Григорьевич Мещеряков, решился свято и нерушимо исполнить его, священную для меня волю, по устройству сказанной обители…».

Постройки Оренбургского Успенско-Макарьевского мужского монастыря

Постройки Оренбургского Успенско-Макарьевского мужского монастыря

Преосвященный Макарий в своём рапорте по этому делу перед Святейшим Синодом изложил предлагаемые благотворителем «основания» для открытия мужской обители:

  1. Наименовать её Оренбургскою Успенско-Макарьевскою мужскою общиною; причём один из приделов намеченного к постройке каменного трёхпрестольного храма посвятить памяти преподобного Макария Египетского (имя епископа Оренбургского и Уральского, главного покровителя устраиваемой обители).
  2. На устройство общины и в вечное её владение жертвует доставшийся ему по духовному завещанию умершего отца земельный участок под названием «Бардин» количеством 148 дес. 1577 саж., но с тем непременным условием, чтобы участок этот навек оставался собственностью общины (или монастыря).
  3. В имеющемся на участке флигеле в 477 саж. с пристройкою к нему алтаря обязуется устроить домовую церковь со всем необходимым как для дел церкви, так и для церковного богослужения принадлежностях: иконостасом, ризницею, церковной утварью и пр., а также и помещение для на стоятеля и лиц монашествующих (6–8 человек) со всеми надворными постройками и с возведением впоследствии вокруг обители каменной стены.
  4. Для настоятеля и 6–8 монахов построю помещение со всеми надворными постройками и возведением впоследствии вокруг обители каменной стены.
  5. Устроить школу-приют для 15–20 мальчиков с помещением для них и содержанием от обители.
  6. В постоянное обеспечение общины будут поступать доходы с жертвуемого земельного участка, количество которых при разумном ведении могло бы составлять до 1500 руб. ежегодно. Во временное пользование (для поднятия хозяйства) жертвует 4 лошади, 4 верблюда с полным инвентарём хозяйственных принадлежностей, как-то: конские сбруи, телеги, сани и пр., причём обязуется с весны текущего года в течение трёх лет сеять для общины по 2 десятины овса, 3 десятины пшеницы, 1 десятину ржи и картофель с овощами, а также заготавливать в потребном количестве сено для скота, и вообще, по мере сил и средств помогать возможно лучшему благоустройству общины.

Мещеряков имел намерение устроить в обители монашескую жизнь и монастырский порядок на началах, существующих в монастырях Святой Афонской Горы, поэтому пригласить десять братьев из Афонской Свято-Троицкой общины, устроенной иеромонахом Серафимом в 1880-х годах на Афоне с храмом и кельями на 25 братьев. Община существовала около десяти лет и содержалась на средства благотворителей. С 1889 года эта помощь прекратилась, и братья вынуждены были искать себе пристанище в других монастырях. Мещеряков предложил Серафиму с братьями перейти во вновь учреждаемый монастырь.

План Успенско-Макарьевского мужского монастыря

План Успенско-Макарьевского мужского монастыря

В июле того же 1893 года ходатайство Оренбургского епископа было рассмотрено в Святейшем Правительствующем Синоде, последовало постановление сразу вместо общины учредить монастырь с условием, что Мещеряков «озаботится изысканием средств на его устройство и содержание». Предписывалось также «истребовать устав Афонской горы», рассмотреть его вместе с братией и сделать дополнения, соответствующие Оренбургскому краю.

В ответ Мещеряков выразил согласие устроить монастырь «на пользу Святой Церкви и местного края, нуждающегося в таких просветительских и богоугодных учреждениях, как монастыри», жертвует в дополнение другие три участка, смежные с первым, с имеющимся на нём домом и надворными постройками в 50 дес. (7–8 тыс. руб.), обещал не оставлять обитель своим попечением, пока она не получит своё окончательное устройство и не будет вполне обеспечена, просил выписать устав Афонского русского Пантелеимоновского монастыря.

В августе 1895 года состоялось определение Правительствующего Синода об учреждении при селе Оренбургского уезда на жертвуемой купцом Мещеряковым земле мужского общежительного монастыря с наименованием его Успенско-Макарьевским. Купца 2-й гильдии Александра Мещерякова «во внимание к его щедрым пожертвованиям и благочестивой ревности в устроении обители утвердить в звании ктитора и пожизненного попечителя Успенско-Макарьевского монастыря».

Официальное открытие монастыря состоялось 19 августа 1895 года. И. д. настоятеля был назначен иеромонах Никандр. В конце года Никандр просил уволить его от этой должности по своему молодому иеромонашеству и слабому здоровью, после него временно исполнял должность настоятеля иеромонах Архиерейского дома Герман, а 7 марта 1896 года настоятелем стал иеромонах Варлаам.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Макария Египетского был готов к освящению 13 августа 1895 года.

22 сентября того же года Преосвященный Макарий осматривал церковно-приходскую школу обители.

Несмотря на некоторые неурядицы начального периода становление Успенско-Макарьевского монастыря по сравнению с Богодуховским проходило гораздо легче и быстрее, благодаря попечению Мещерякова. На территории монастыря находилось десять различных деревянных строений. Во-первых – это однопрестольная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Макария Египетского с колокольней (семь колоколов помещалось в ней). В алтаре церкви были иконы Спасителя, Божией Матери «Иверская», Богоматери со Спасителем, бархатная Плащаница, распятие.

В других постройках размещались: флигель для настоятеля, корпус для братии, дом для приёма Его Преосвященства с террасой, стеклянной дверью и пристроем кухни с двумя печами; флигель для школы с плитой и русской печью, изба для садовника, баня, каретная, сараи, две избы-караулки. Был при монастыре небольшой сад с кустами малины, смородины, крыжовника.

Мещеряков пожертвовал монастырю и свой городской дом на ул. Безаковской (ныне Бурзянцева), а в доме по ул. Петропавловской (Краснознамённой) устроил часовню, приносившую монастырю немалый доход. Здесь ежедневно отправлялось молебное пение с акафистом Иисусу Христу и лития по умершим. При часовне находились иеромонах и певчие.
В настоящее время в посёлке Зауральном сохранился только дом игумена, полностью перестроенный.

В 1950-х годах, когда в посёлке проводили водопровод и экскаватор копал траншею, было обнаружено захоронение монахов (возможно, расстрелянных большевиками). Сам же водопровод по сей день берёт воду из колодца глубиной 80 метров, выкопанного монахами.

Все женские общины, перечисленные в отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1899 год, в последующие годы получили статус монастырей. В 1900 году Илецкая община, возникшая в 1890 году, была преобразована в Илецкий Николаевский женский монастырь. В 1901 году в Верхнеуральский Покровский женский монастырь преобразована община в городе Верхнеуральске. В 1904 году община у деревни Исянгуловой, возникшая в 1895 году, получила статус Покровского женского монастыря. А в 1907 году женская община у города Кустаная, образованная в 1889 году, была преобразована в Кустанайский Иверский женский монастырь.

Кустанайский Иверский женский монастырь. Фото 1920-х гг.

Кустанайский Иверский женский монастырь. Фото 1920-х гг.

В итоге к 1908 году на территории Оренбургской епархии имелось 3 мужских и 9 женских монастырей. Однако в 1908 году перешла в ведение Самарской епархии. В результате этого Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь и Уральский Покровский единоверческий женский монастырь оказались на территории Самарской епархии [1, Д.10576, л. 72].

До 1913 года в епархии было 2 мужских монастыря и 8 женских монастырей. Однако в отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1912 год говорится, что «имеется три скита, который впоследствии при благоприятных условиях могут быть превращены в мужские монастыри». Преосвященный Феодосий, под руководством которого составлялся этот отчет, упомянул о своем ходатайстве в Святейший о придании статуса перечисленным скитам статуса мужских монастырей [1, Д.10578, л. 21].

В результате ходатайства Преосвященного Феодосия указом Святейшего Синода от 25 июля 1913 года Николаевский скит у села Покровка Оренбургского уезда был преобразован в Свято-Николаевский мужской монастырь. Позже, указом Святейшего Синода от 8 августа 1913 года Николаевский скит у города Троицка был преобразован в Свято-Николаевский мужской монастырь. А через год, указом Святейшего Синода от 17 ноября 1914 года из Георгиевского скита в Челябинском уезде был образован Георгиевский монастырь. Таким образом, к 1916 году в епархии числилось 5 мужских монастырей (из них один – заштатный) и 8 женских монастырей. Кроме того, имелась Серафимовская женская община [1, Д.10580, л. 16-21].

Для большей наглядности представим динамику роста монастырей в Оренбургской епархии и их географию в виде таблицы:

География и количественный рост православных монастырей Оренбургской епархии в 1859 – 1916 гг.

География и количественный рост православных монастырей Оренбургской епархии в 1859 – 1916 гг.

Подводя итоги и, изучив приведенную нами таблицу, можно сделать следующие выводы. Во-первых, самый быстрый численный рост монастырей зафиксирован на рубеже веков и в 1913-1914 гг. Причем на рубеже XIX-XX в. наблюдался бурный рост числа женских монастырей, а в предвоенное время – значительный рост числа мужских монастырей.

Во-вторых, в эпоху существования Оренбургской епархии с 1959 до 1917 год не было периода, когда количество женских монастырей было большим, чем мужских монастырей. Данная тенденция была характерна для большинства других епархий Российской империи. А.И. Конюченко приводит следующий факт: «с 1840 по 1913 год число мужских монастырей в России увеличилось на 103, женских – на 355» [2, с. 80]. Т.е. во второй половине XIX – начале XX века женских монастырей было основано больше, чем в 3 раза, чем мужских обителей.

В-третьих, начиная с 1895 года и до революции 1917 года прочно удерживал первенство по количеству монастырей в епархии. С 1895 года в Оренбургском уезде было не менее трех монастырей, а с 1913 года их стало шесть. Это и не удивительно, ведь был центром всей епархии.

Список литературы:

  1. ГАОО. Ф. 175. Оп. 5. Д.10566-10580.
  2. Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX – начале XX века.: дис. … док. ист. наук. Челябинск, 2006.
  3. Сергеев Ю.Н. Православное духовенство Южного Урала в конце XVIII – первой половине XIX века (на примере Оренбургской епархии): Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 196 с.

При создании текста использовались материалы:

  1. ОГАОО. Ф. Ф-311. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 – 3 об.; Д. 52. Л. 19, 45, 196, 255, 272.
  2. ОГАОО. Ф. Р-688. Оп. 1. Д. 176. Л. 75, 80 – 81.
  3. Нефедов Н.А. “Расположение и количество православных монастырей Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.”, Четырнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура» Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: Укрепление Духовного Единства. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2016.
  4. Православные исторические храмы Оренбуржья: научно-популярное справочное издание/ сост. В.А. Рубин, Е.Н. Новокрещенова, Т.В. Судоргина и др. – Оренбург, Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2019. – С. 99 – 101.
  5. Православные исторические храмы Оренбуржья: научно-популярное справочное издание/ сост. В.А. Рубин, Е.Н. Новокрещенова, Т.В. Судоргина и др. – Оренбург, Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2019. – С. 103 – 107.
  6. С.Е. Сорокина, О.Ю. Боборова, православное: история и современность. – Оренбург, 2014.

© 2021, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x