Монастыри Оренбургской епархии



Монастыри являлись составной частью системы институтов Русской православной церкви и подчинялись верховной власти российского императора и Святейшего Синода. Епархиальными монастырями управлял местный архиерей. В данной статье в центре внимания будет расположение и количество монастырей и монашества Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX века.

Успенский женский монастырь, Оренбург

Успенский женский монастырь,

После того как в 1859 году по указу Святейшего Синода состоялось разделение Оренбургско-Уфимской епархии, на территории вновь образованной Оренбургской епархии не было ни одного монастыря [3, с.71]. А были ли они на территории прежней епархии к 1859 году? К этому времени на территории Оренбургско-Уфимской епархии числились два мужских монастыря, один женский и четыре женские общины.

В результате разукрупнения Оренбургско-Уфимской епархии Воскресенский Златоустовский единоверческий мужской монастырь, Уфимский Успенский мужской и Благовещенский Уфимский женский монастырь отошли в состав Уфимской епархии. А вот существовавшие на тот момент женские общины две вновь образованные епархии разделили поровну. Бирская и Мензелинская общины вошли в состав Уфимской епархии, а Челябинская и Троицкая женские общины, образованные соответственно в 1854 и 1851 гг., вошли в состав Оренбургской епархии. Таким образом, к началу 60-х гг. XIX века на территории этой епархии не было ни одного монастыря, но существовали две женские общины [3, с.70-71].

Справка “Бердской слободы”: В 1799 году по Высочайше утвержденному 16 октября докладу Святейшего Синода в пределах Оренбургской губернии была учреждена самостоятельная Оренбургская епархия. Выделена из Казанской и, отчасти, Вятской епархий. В состав епархии вошли города с уездами, или по прежнему названию округами: Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Бирск, Мензелинск, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Сергиевск и Белебей, и затем — Челябинск, Троицк и Верхнеуральск. Местопребывание архиерея и консистории назначено было не в губернском городе Оренбурге, а в центральном по местоположению в епархии, хотя и уездном, — Уфе.

С 21 марта 1859 года разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую.

5 октября 2011 года из состава Оренбургской епархии были выделены две части Оренбургской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии:

Бузулукская епархия (в административных границах Асекеевского, Бугурусланского, Бузулукского, Грачевского, Илекского, Красногвардейского, Курманаевского, Первомайского, Северного, Сорочинского, Ташлинского и Тоцкого районов Оренбургской области), Орская епархия (в административных границах Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского и Ясненского районов, а также Новотроицкого и Орского муниципальных образований Оренбургской области).

6 октября 2011 года в пределах Оренбургской области была образована Оренбургская митрополия, включающая в себя Бузулукскую, Оренбургскую и Орскую епархии. Главой митрополии определено быть Оренбургскому архиерею.

Исторические названия:

  • Оренбургская и Уфимская (16 октября 1799 — 21 марта 1859);
  • Оренбургская и Уральская (21 марта 1859 — 7 ноября 1908);
  • Оренбургская и Тургайская (7 ноября 1908 — ок. 1920);
  • Оренбургская (ок. 1920 — после 1939);
  • Чкаловская (после 1939 — июль 1945);
  • Чкаловская и Бузулукская (июль 1945 — 7 декабря 1957);
  • Оренбургская и Бузулукская (7 декабря 1957 — 5 октября 2011);
  • Оренбургская и Саракташская (с 5 октября 2011).

На протяжении второй половины XIX – начала XX века в Оренбургской епархии, как и в других епархиях Российской империи, происходил рост количества монастырей. Остановимся поподробнее на этом моменте.

Вполне естественно, что отсутствие монастырей во вновь созданной епархии не устраивало Преосвященного Антония, первого епископа Оренбургского и Уральского. Он ходатайствует перед Святейшим Синодом о преобразовании в Одигитриевской Богородицкой женской общины в городе Челябинске. Община была создана по инициативе А. М. Полежевой, которая под именем Агнии стала первой настоятельницей будущего монастыря. В конечном итоге старейшим женским монастырем Оренбургской епархии и стал Челябинский Одигитриевский женский монастырь, учрежденный 3 марта 1862 года [3, с.70-71].

Челябинский Одигитриевский женский монастырь

Челябинский Одигитриевский женский

Примечание “Бердской слободы”: стоит заметить, что автор статьи не рассказал о Тихвинской Богородской женской общине – первой по времени основания обители Оренбуржья, основанной в 1847 год.

Девичий монастырь, Бузулук

Девичий монастырь, Бузулук

14 августа (2 августа по старому стилю) 1847 года на основании ходатайства государственной крестьянки деревни Михайловка Романовской волости Бузулукского уезда Самарской губернии (сейчас Бузулукский район Оренбургской области) Евфимии Овсянниковой Святейшему Синоду от 31 января (19 января по старому стилю) 1844 года в городе Бузулуке официально открыта Тихвинская Богородская женская община.

Настоятельницей обители назначена Евфимия Овсянникова, покровительницей общины стала бузулукская «купчиха» Анна Путилова.

Открытию предшествовал указ Оренбургской духовной консистории от 24 апреля (12 апреля по старому стилю) 1834 года о создании Тихвинской женской общины, на основании которого в 1835 году выделена земля под строительство.

Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена к концу 1848 года. На пожертвования прихожан в 1848–1849 годах возведены жилой корпус для келий, домовая церковь во имя Святого угодника Николая Чудотворца и больница.

В соответствии с указом Святейшего Синода от 11 февраля (30 января по старому стилю) 1860 года Тихвинская Богородская женская община возведена в степень монастыря, закрытого впоследствии решением пленума Бузулукского городского совета от 20 ноября 1929 года.

Здания переданы в распоряжение железнодорожной жилищной кооперации для их использования в культурно-просветительских целях.

Возрождение храма связано с его преобразованием по решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2000 года в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь, который указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 года № 15-ук признан памятником истории и культуры Оренбургской области второй половины XIX века. Располагается по адресу: город Бузулук, улица Серго, дом 1.

Через три года, в 1865 году, образовался Троицкий Казанско-Богородицкий женский монастырь. Он появился Синодальным определением от 28 августа 1865 года в качестве нештатного монастыря в результате преобразования Троицкой общины. Эта община получила официальное утверждение по указу Синода от 20 января 1862 года. Троицкая община была основана по благословению епископа Оренбургского и Уфимского Иосифа в 1851 году. Он признавал, что в Троицком уезде много иноверцев и раскольников, поэтому основание там общины в то время было необходимо [3, с.70].

Троицкий Казанско-Богородицкий женский монастырь

Троицкий Казанско-Богородицкий женский

Старейшим мужским монастырем образованной в 1859 году Оренбургской епархии является Богодуховский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Он был учрежден в 1867 году и находился в 3-ех верстах от Оренбурга. В 1900 году по недостатку средств содержания был обращен в заштатный и приписан к Архиерейскому Дому. Заштатные монастыри отличались от штатных тем, что им не полагалось казенного жалования. А штат монастыря был в 1900 году переведен в Оренбургский второклассный Успенско-Макарьевский мужской монастырь [1, Д.10572, л. 25].

Здания Богодуховского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря разрушены в конце 1920-х гг. при строительстве тепловой электростанции. Сохранилось здание миссионерской школы. Фото 1929 года

Здания Богодуховского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря разрушены в конце 1920-х гг. при строительстве тепловой электростанции. Сохранилось здание миссионерской школы. Фото 1929 года

Таким образом, до 1872 года на территории епархии было уже 3 монастыря – один мужской и два женских. В этом году вновь произошел количественный рост монастырей епархии. Существовавшая в Оренбурге с 1866 года женская община, 28 сентября 1872 года была преобразована в Оренбургский Успенский женский монастырь [1, Д.10572, л. 28].

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Первоначально это было женское духовное общество, существовавшее с 1853 г. Впоследствии получившее статус монастыря решением Священного Синода от 28 сентября 1872 года. В 1867 г. начато строительство большого храма. Вслед за этим с 1875 по 1885 гг. возводились церкви, колокольни и хозяйственные постройки. Значительную помощь монастырю оказал местный купец Николай Деев.

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Монахини Оренбургского Успенского женского монастыря

Главной достопримечательностью монастыря был каменный двухэтажный Успенский собор. Был освящен в 1875 году. Архитектор – К. Тон. Территория монастыря была окружена каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В южной половине находились каменные корпуса, где жили сестры, размещались хозяйственные службы. В северо-западной части было кладбище, на котором, кроме монашествующих, хоронили именитых и богатых горожан

К 1917 году в монастыре находилось 120 монахинь и 401 послушница. На территории был приют для девочек, поддерживающийся на средства купечества, больничный корпус с богадельней, церковно-приходская школа. имел собственные земли, которые использовались для хлебопашества и сенокосов, выпаса скота, свечной завод, золотошвейную и иконописную мастерские. Особенно славилась своей работой монастырская мастерская по чистке пуховых платков.

В 1919 году Успенский женский был закрыт. Выселенные монахини устраивались на жительство в частных домах, преимущественно в Форштадте. Монастырские владения были переданы школе воздушного боя.

Оренбургский Успенский женский монастырь был основан Татьяной Кононовой (урожденной Амарцевой), которая стала его первой игуменьей Таисией

Оренбургский Успенский женский был основан Татьяной Кононовой (урожденной Амарцевой), которая стала его первой игуменьей Таисией

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1892 год на территории епархии числилось уже 6 монастырей – два мужских и четыре женских, а также две женские общины – Орская и Верхнеуральская, образованные в 1888 году [1, Д.10566, л. 31].

Два вновь созданных монастыря появились в Уральской области. В 1866 году в 15 верстах от города Уральска появился мужской скит, который в 1879 году был преобразован в Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь [1, Д.10572, л. 27]. А в 1881 году купчихи Е. Л. Юрьевская и Н. Я. Авдеева основали женскую общину в 6 верстах от города Уральска. Позже, в 1890 году из нее возник Уральский Покровский единоверческий женский монастырь [1, Д.10572, л. 29].

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1899 год говорится о трех мужских и пяти женских монастырях. Вместо Орской общины числится Орский Покровский женский монастырь, появившийся в 1898 году. А в перечне женских общин в 1899 году значатся уже четыре общины – Вернеуральская, Илецкая, Кустанайская и Исянгуловская [1, Д.10570, л. 26].

Орский Покровский женский монастырь

Орский Покровский женский монастырь

Оренбургский Успенско-Макарьевский мужской монастырь был учрежден в 1895 году близ села Подгорная Покровка Оренбургского уезда в 17 верстах от Оренбурга на средства купцов Г.Н. и А.Г. Мещеряковых. Он стал уже третьим мужским монастырем на территории епархии [1, Д.10578, л. 21].

Все женские общины, перечисленные в отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1899 год, в последующие годы получили статус монастырей. В 1900 году Илецкая община, возникшая в 1890 году, была преобразована в Илецкий Николаевский женский монастырь. В 1901 году в Верхнеуральский Покровский женский монастырь преобразована община в городе Верхнеуральске. В 1904 году община у деревни Исянгуловой, возникшая в 1895 году, получила статус Покровского женского монастыря. А в 1907 году женская община у города Кустаная, образованная в 1889 году, была преобразована в Кустанайский Иверский женский монастырь.

Кустанайский Иверский женский монастырь. Фото 1920-х гг.

Кустанайский Иверский женский монастырь. Фото 1920-х гг.

В итоге к 1908 году на территории Оренбургской епархии имелось 3 мужских и 9 женских монастырей. Однако в 1908 году Уральская область перешла в ведение Самарской епархии. В результате этого Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь и Уральский Покровский единоверческий женский монастырь оказались на территории Самарской епархии [1, Д.10576, л. 72].

До 1913 года в епархии было 2 мужских монастыря и 8 женских монастырей. Однако в отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1912 год говорится, что «имеется три скита, который впоследствии при благоприятных условиях могут быть превращены в мужские монастыри». Преосвященный Феодосий, под руководством которого составлялся этот отчет, упомянул о своем ходатайстве в Святейший Синод о придании статуса перечисленным скитам статуса мужских монастырей [1, Д.10578, л. 21].

В результате ходатайства Преосвященного Феодосия указом Святейшего Синода от 25 июля 1913 года Николаевский скит у села Покровка Оренбургского уезда был преобразован в Свято-Николаевский мужской монастырь. Позже, указом Святейшего Синода от 8 августа 1913 года Николаевский скит у города Троицка был преобразован в Свято-Николаевский мужской монастырь. А через год, указом Святейшего Синода от 17 ноября 1914 года из Георгиевского скита в Челябинском уезде был образован Георгиевский монастырь. Таким образом, к 1916 году в епархии числилось 5 мужских монастырей (из них один – заштатный) и 8 женских монастырей. Кроме того, имелась Серафимовская женская община [1, Д.10580, л. 16-21].

Для большей наглядности представим динамику роста монастырей в Оренбургской епархии и их географию в виде таблицы:

География и количественный рост православных монастырей Оренбургской епархии в 1859 – 1916 гг.

География и количественный рост православных монастырей Оренбургской епархии в 1859 – 1916 гг.

Подводя итоги и, изучив приведенную нами таблицу, можно сделать следующие выводы. Во-первых, самый быстрый численный рост монастырей зафиксирован на рубеже веков и в 1913-1914 гг. Причем на рубеже XIX-XX в. наблюдался бурный рост числа женских монастырей, а в предвоенное время – значительный рост числа мужских монастырей.

Во-вторых, в эпоху существования Оренбургской епархии с 1959 до 1917 год не было периода, когда количество женских монастырей было большим, чем мужских монастырей. Данная тенденция была характерна для большинства других епархий Российской империи. А.И. Конюченко приводит следующий факт: «с 1840 по 1913 год число мужских монастырей в России увеличилось на 103, женских – на 355» [2, с. 80]. Т.е. во второй половине XIX – начале XX века женских монастырей было основано больше, чем в 3 раза, чем мужских обителей.

В-третьих, начиная с 1895 года и до революции 1917 года Оренбургский уезд прочно удерживал первенство по количеству монастырей в епархии. С 1895 года в Оренбургском уезде было не менее трех монастырей, а с 1913 года их стало шесть. Это и не удивительно, ведь был центром всей епархии.

Список литературы:

  1. ГАОО. Ф. 175. Оп. 5. Д.10566-10580.
  2. Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX – начале XX века.: дис. … док. ист. наук. Челябинск, 2006.
  3. Сергеев Ю.Н. Православное духовенство Южного Урала в конце XVIII – первой половине XIX века (на примере Оренбургской епархии): Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 196 с.

При создании материала использовался текст:

  1. Нефедов Н.А. “Расположение и количество православных монастырей Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.”, Четырнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура» Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: Укрепление Духовного Единства. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2016.
  2. Православные исторические храмы Оренбуржья: научно-популярное справочное издание/ сост. В.А. Рубин, Е.Н. Новокрещенова, Т.В. Судоргина и др. – Оренбург, Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева, 2019. – С. 99 – 101.

© 2021, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей