Приятные воспоминания о бывших путешествиях по железной дороге вызывают в воображении великолепные вокзалы, прекрасные привокзальные площади и величественные монументы. Чтобы ещё раз насладиться привлекательным и изящным, ехать далеко не надо, всё это есть и на нашем железнодорожном вокзале. Собственно, это не в его классическом понимании, а отреставрированный памятник архитектуры второй половины ХIХ века.

Железнодорожный вокзал Оренбурга. Фото 1967

Железнодорожный Оренбурга. 1967

На площади перед главным фасадом вокзала, там, где до 1960 года находился памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину, установлен сейчас прекрасный монумент Петру Ивановичу Рычкову, оренбургскому учёному ХVIII века, члену-корреспонденту Петербургской академии наук. Выполнена уникальная подсветка здания вокзала. Это создаёт у зрителей приподнятое и праздничное настроение.

Сегодня наш железнодорожный вокзал является одним из символов Оренбурга, визитной карточкой нашего города.

История памятника

В 1876 году была построена от Самары до Оренбурга. В начале ХХ века открыто железнодорожное сообщение между Оренбургом и Ташкентом. Железная дорога оказала огромное влияние на развитие промышленности, торговли и всей экономики нашего края. Современники называли 1876 год «вторым рождением» Оренбурга. До революции наш город был важнейшим железнодорожным узлом России. Здесь находились органы управления сразу двух крупных транспортных артерий России: -Ташкентской и Оренбург-Орской железных дорог.

При советской власти произошла реорганизация и была создана Оренбургская железная дорога, управление располагалось в огромном здании на улице Советской, 60 (ныне – здание администрации города). После ее ликвидации в 1960 году осталось Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги. Ныне даже отделение дороги перевели из Оренбурга в Орск. Сейчас уже отменили прекрасный фирменный поезд «Оренбург – Москва». Что же остаётся? Остаётся на Привокзальной площади вокзал — наш железнодорожный дворец. Он сегодня сохраняет память о великом прошлом Оренбурга.

В 1870-х годах шли ожесточённые споры о том, где в Оренбурге надо строить железнодорожный вокзал: ближе к центру города или за городом, за рекой Сакмарой. Сторонники второй точки зрения считали, что может нарушить сложившуюся планировочную структуру города, разделит его на обособленные, плохо связанные между собой районы. В этой дискуссии все же победили сторонники первой точки зрения, и железнодорожный вокзал был построен там, где мы его видим сейчас. Время подтвердило правильность этого выбора. Сегодня удобное расположение железнодорожного вокзала в центре города не подлежит сомнению.

Известно, что 12 марта 1875 года оренбургская городская Дума дала разрешение на строительство вокзала. В октябре 1876 года красавец-вокзал был уже построен. Официальное открытие вокзала состоялось 31 декабря, в последний день уходящего 1876 года (все даты даны по старому стилю). Сохранились его дореволюционные фотографии.

Вокзал в Оренбурге

За свою историю вокзал многократно перестраивался, расширялся и реконструировался. В 1912 году с западной стороны был возведён небольшой одноэтажный корпус «в азиатском вкусе», увенчанный красивым куполом. Это сооружение специально предназначалось для эмира Бухары во время его приездов в Оренбург. При советской власти бывшую резиденцию эмира занял начальник станции -1.

В советское время к главному фасаду вокзала были пристроены две симметрично расположенные лестничные клетки и вся центральная часть здания надстроена до трёх этажей. С восточной стороны вокзала появилась крупная пристройка кассового зала с башенкой и четырёхгранным куполом. Новые пристройки и надстройки не только не испортили общую «дворцовую» композицию ансамбля, но придали ему живую асимметричность и своеобразие.

Последняя масштабная реконструкция вокзала происходила в начале ХХI века. В рамках федеральной программы по всей стране развернулись работы по модернизации железнодорожных вокзалов и привокзальных площадей. В 2000 году в Оренбурге было наконец достроено здание нового Кассового зала, которое возводилось с 1970-х годов. Это здание сейчас называется «новый» вокзал. В отличие от «старого» вокзала, в новом Кассовом зале идёт оживлённая «вокзальная» жизнь: пассажиры покупают билеты в кассах, оформляют проездные документы, отправляют и получают багаж, отдыхают в залах ожидания и занимаются тем, чем и положено заниматься на вокзале.

В 2003 году принято решение обновить внешний вид здания «старого» вокзала станции -1. Первая очередь реконструкции завершилась в 2004 году, окончательно вокзал открыт для посетителей в 2007 году.

После реконструкции наш «старый» вокзал своим внешним обликом и внутренним содержанием старательно изображает из себя некий «вокзальный дворец», созданный для «красоты и великолепия». Кажется, что время здесь остановилось на уровне ХIХ века, когда вокзалами называли «вокальные залы», то есть здания для музыкальных представлений и балов. Настоящие пассажиры в здании «старого» вокзала появляются редко, им здесь нечего делать. Заходят всё больше зеваки, покупатели и случайные посетители. Правда, на 1-м этаже «старого» вокзала, в бывшем кассовом зале разместились билетные кассы пригородного автобусного сообщения, но они к железной дороге не имеют никакого отношения.

На 1-м этаже вокзала у входов стоят привычные металлические турникеты и «подковы», возле них дежурит бдительная охрана. По сверкающим мраморным залам в красивой форменной одежде медленно прогуливаются «вежливые люди» с полицейскими дубинками. Охранников больше, чем пассажиров, но здесь не на кого пенять — такова жизнь! В пустующих залах ожидания деловито метут швабрами уборщицы. Чистые и ухоженные туалетные комнаты всегда готовы оказать посетителям свои недешёвые платные услуги. Как солдаты, стоят вплотную друг к другу многочисленные магазинчики-бутики с товарами китайского ширпотреба. Спрос на этот товар мизерный, и продавцы явно скучают.

Слева от главного входа в вокзал, в помещении бывшего ресторана, сегодня работает очень приличная столовая. Два ряда окон освещают высокие и просторные интерьеры. Высота потолков здесь действительно «дворцовая», приблизительно 6 метров или около того. В аванзале столовой сладкозвучно журчат струи фонтана, приглашая посетителей отведать гороховый суп или биточки с гречневой кашей.

В помещения 2-го этажа «старого» вокзала можно попасть только через специальный контроль. Там, где раньше были обшарпанные воинские залы и воинские билетные кассы, теперь располагаются бизнес-зал, платные комнаты отдыха, детская игровая и комната матери и ребёнка. Интерьеры этих залов блистают и сверкают, как во дворце.

«Старый» вокзал давно не выполняет своего прямого железнодорожного назначения, для которого он, собственно, был построен. Правда, в «старом» вокзале имеется убогий и тесный пассажирский туннель, обслуживающий пассажиров поездов, находящихся на 2-м или 3-м пути, куда почему-то прибывают основные поезда московского направления. В обустройстве этого пассажирского туннеля нарушены элементарные понятия здравого смысла. Спуск в туннель напоминает «Сошествие во Ад» — сюжет из Нового Завета. Неудобные входы, крутые лестничные марши с высокими ступенями, отсутствие пандусов, эскалаторов или лифтов, сталкивающиеся потоки пассажиров, двигающиеся в узких проходах в противоположных направлениях, – вот жуткая, но правдивая картина пассажирского туннеля на оренбургском железнодорожном вокзале. Что делать в этих условиях пожилым людям, инвалидам и маломобильным группам населения? Железнодорожное начальство не даёт ответа.

Ни одной ступеньки не должно быть на пути пассажира, идущего с багажом от Привокзальной площади до своего вагона. Это главное правило современного железнодорожного вокзала, которое категорически нарушается в Оренбурге.

Железнодорожный вокзал Оренбурга, фото А. Топуза, Центральное рекламно-информационное издательство Турист, Москва, 1979 год

Железнодорожный вокзал Оренбурга, А. Топуза, Центральное рекламно-информационное издательство Турист, Москва, 1979 год

Архитектура памятника

Оренбургский железнодорожный вокзал является прекрасным памятником архитектуры, построенным в духе «классической» эклектики второй половины ХIХ века, соединяющей разные стилевые мотивы классицизма, барокко и Ренессанса. Установить имя и фамилию автора-архитектора вокзала пока не удалось. Предположительно изначальный проект выполнялся в одном из столичных департаментов. Более поздние пристройки и надстройки вокзального комплекса сохраняют стилевые особенности архитектуры первоначального проекта.

Вокзал расположен на северной стороне Привокзальной площади и представляет собой протяженное здание дворцового характера, состоящее из 2- и 3-этажных объёмов, поставленных вплотную друг к другу. Памятник архитектуры прекрасно расположен в пространстве города. Середина центрального 3-этажного объёма на главном фасаде точно ориентирована по оси Паркового проспекта, благодаря чему наш вокзал хорошо просматривается с очень дальних точек зрения.

Фасады вокзала богато декорированы лепными архитектурными деталями в духе «классической» эклектики второй половины ХIХ века. В композиции комплекса выделяется центральная часть с выступающим на 1-м этаже объёмом главного входа с тремя полуциркульными арками. Над главным входом устроен обширный балкон с выходом на него со второго этажа. Во время праздников и торжественных собраний с этого балкона власть могла обращаться к народу.

Большие арочные окна 1-го этажа украшены лепными «ренессансными» арками с замковыми камнями наверху. На 2-м этаже размещены более скромные по размерам арочные окна с такими же «ренессансными» мотивами. На 3-м этаже находятся прямоугольные окна вертикальных пропорций, декорированные наличниками с «ушами» — характерная деталь барокко.

Выше выступающего главного входа с балконом наверху центральная часть вокзала акцентирована «классической» композицией «большого» ордера на два этажа с четырьмя выступающими пилястрами и окнами между ними. Над арочными окнами 2-го этажа помещены вполне «классические» треугольные фронтоны. На 3-м этаже в центре разместилось изящное овальное окно – привет от барокко!

Завершается центральная часть красивым парапетом с возвышающимся арочным аттиком. Здесь, высоко над землёй, находится надпись «ОРЕНБУРГ» и скульптурный картуш с серпом, молотом и пятиконечной звездой – это уже привет из Советского Союза 1920-х годов!

Вокзал станции имеет солидный возраст и по праву считается одной из архитектурных жемчужин не только Оренбурга, но всей Южно-Уральской железной дороги. Сделать из него современный вокзал невозможно, да и не нужно. В учебниках по архитектуре изложены основные функциональные и технологические требования к современным железнодорожным вокзалам. Вот некоторые из них:

— максимальный отказ от ступеней и лестниц на пути пассажиров и их багажа как в здании вокзала, так и при движении на пассажирские посадочные платформы;

— максимальное применение пандусов, эскалаторов и движущихся тротуаров;

— крытые пассажирские платформы (или перроны, что одно и то же);

— максимальное разделение потоков пассажиров прибытия и пассажиров отправления путём строительства удобных пассажирских туннелей и пассажирских залов над путями… (ничего из перечисленного нет и в помине на нашем вокзале).

«Современное вокзальное здание должно располагаться над железнодорожными путями, перпендикулярно к ним. Это решение является наилучшим», – считает профессор Эрнст Нойферт, крупнейший специалист в архитектурном проектировании.

В настоящее время в Оренбурге нет современного железнодорожного вокзала. Есть «старый» вокзал, прекрасный памятник архитектуры второй половины ХIХ века, безнадёжно устаревший и фактически давно не использующийся по своему первоначальному назначению. Есть «новый» вокзал, который категорически не соответствует требованиям к современному вокзальному зданию. Впрочем, это совсем другая тема.

Автор: Станислав Смирнов

, , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x