Оренбургская железная дорога



Harold A. Skaarup, Enine No. 26 on a railway bridge. (Library and Archives Canada Photo, MIKAN No. 4298014)

Впервые о строительстве железной дороги заговорил Оренбургского края Александр в 1864 году. Он предложить построить железную дорогу между Оренбургом и Самарой. Причем вагоны по рельсам должны были передвигаться с помощью лошадей.  «Дорога сия ни грязи осенней, ни ухабин, премножественно в пути попадающихся, знать не будет!» Его проект к счастью или к сожалению так и не реализовался. И лишь в 1873 году при новом генерал-губернаторе Николае Крыжановском в Оренбурге было создано акционерное общество по строительству железной дороги. В город было переброшено всего лишь 200 человек рабочих из Самары. Но это привело к тому, что резко повысились цены на съемное жилье и на продукты на базаре.

Строительство Самаро-Оренбургской железной дороги началось в 1874 году. Вело его частное акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. На сооружение дороги было затрачено 30 млн. рублей. Сама была проложена рядом с Бердами. Ее торжественное открытие состоялось 22 октября (3 ноября по новому стилю) 1876 года.

Первый пробный поезд к Оренбургскому вокзалу подошел со стороны Самары «около часа дня пополудни». На паровозе стоял генерал–губернатор Оренбурга Николай Андреевич

Это событие нашло отражение на страницах многих местных газет.

, 24 октября 1876 года. Слава Богу… железная дорога готова. В пятницу 22 октября состоялся первый пробный проезд через железнодорожный мост на реке Сакмаре…

Старый железнодорожный мост через Сакмару

Мост оказался готовым, даже выкрашенным уже. Наконец, в 12 часов дня поезд тронулся. Длинная вереница товарных вагонов и платформ, нагруженных отчасти рельсами, юрко проскользнула по мосту и гладко, ровно покатила вперед…

Чем ближе подъезжали мы к городу, тем больше и чаще попадалось любопытных…

Строитель дороги Юлий Федорович Бальц.

Оренбургский листок, 24 октября, 1876 год.

В том же «Оренбургском листке» № 44 за 1876 год это событие описывается так:

Читайте также:  Версии возникновения топонима Берды

Первый почтовый поезд прибывший в Оренбург. Предположительно 1877 год. Источник: kraeved.opck.org«Скоро был подан поезд по ту сторону моста. Приглашенные лица уселись в инспекторском отделении поезда, а генерал–губернатор изъявил желание ехать на паровозе, чтобы лучше видеть дорогу. Вдали, по лугу, неслись обратно в город экипажи от прибывших гостей. А у моста толпились любопытные. Мы смотрели на удалявшиеся экипажи, покачивающиеся от кочек и рытвин.

И так жалка показалась нам эта кочковатая, изрытая ухабами и промоинами дорога, по которой мы только что проехали к мосту и по которой до сей поры плетутся обозы до Самары, ломая свои возы и калеча животных. В 12 часов поезд тронулся…»

Среди любопытствующих было немало жителей Бердской станицы, возле которой проходил участок рельсового пути. многие видели впервые, поэтому восприняли его как чудо. Только и было разговоров, как о паровой машине, неведомой в здешних краях, во главе которой — локомотиве, «чтобы лучше видеть дорогу», сидел сам генерал-губернатор… Одним из первых пассажиров железной дороги стал Лев Николаевич , побывавший в Оренбурге осенью 1876 года.

Мост через реку Сакмару близ Берд

Из воспоминаний Никифоровой (Мельниковой) Ольги Дмитриевны: «В одном месте пути имеют небольшой уклон, и мы там в детстве нередко шалили.  Мы тайно брали из дома жир и смазывали им рельсы. Было забавно смотреть, как колеса паровоза крутятся, а он сам стоит на месте… А мы бежим обратно довольные и кричим «паровоз — без колес, паровоз — без колес»»…

Открытие железной дороги самым благоприятным образом сказалось на экономическом положении Бердского поселка, где в 230 дворах проживало 1355 человек (675 — мужского и 680 — женского пола). Здесь увеличилась посевная площадь как огородных, так распашных культур.

В 1893 году Самаро-Оренбургская железная дорога передана в казну и присоединена к Самаро-Златоустовской. В начале ХХ века из Оренбурга железная дорога была продолжена в Ташкент и стала называться Ташкентская.

Читайте также:  Казачья станица Бердская (Бердинская). Братья Блиновы

В настоящее время от старого железнодорожного моста, взорванного в годы Гражданской войны и восстановленного после нее, остались только опоры. Да и сам дорога сместилась немного левее, это хорошо заметно на спутниковом снимке (см. снимок ниже).

В настоящее время от старого железнодорожного моста, взорванного в годы Гражданской войны и восстановленного после нее, остались только опоры. Да и сам дорога сместилась немного левее.

Опоры старого моста. Вид с берега Сакмары.

В настоящее время от старого железнодорожного моста, взорванного в годы Гражданской войны и восстановленного после нее, остались только опоры. Да и сам дорога сместилась немного левее.

Так выглядит из окна проезжающего поезда место, с которого начинался старый мост. Здесь же хорошо видна его первая опора.

В настоящее время от старого железнодорожного моста, взорванного в годы Гражданской войны и восстановленного после нее, остались только опоры. Да и сам дорога сместилась немного левее.

Сейчас на пригородном поезде Оренбург — Бузулук дорога от города до станции Берды занимает 15 минут.

Видео: Провожаем поезд «Оренбург-Москва» 9 мая 2012 года. Оренбург, Бёрды. Автор: buzzy2003

Главный снимок темы: Harold A. Skaarup, Enine No. 26 on a railway bridge.  (Library and Archives Canada Photo, MIKAN No. 4298014)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Советуем почитать:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий

Извещать о:
avatar
wpDiscuz