115 лет назад, весной 1902 года епископ Оренбургский и Уральский Владимир совершил довольно необычное путешествие на пароходе по Уралу. Небезынтересно, наверное, будет узнать нашим читателям и другие факты из истории развития пароходства на нашей реке.

Пароход Уралец в Оренбурге

из журнала «ИСКРЫ», приложения к газете «Русское Слово», 1914 год, № 22. С. 175 Издатель Т-во И. Д. Сытина.

…Получить привилегию на право пароходства…

В 1850-е годы в Оренбургской губернии, включавшей в себя Башкирию, Оренбургскую, Челябинскую и другие области, было много рек. И хотя многие из них были удобны для сплава барок и плотов, только река Белая, и то уже по соединению с рекой Уфой, могла считаться судоходной во всякое время года и, соединяясь с Камой, текущей по северо-западной границе губернии, служила единственным водным путем. Был также опыт сплава хлеба по реке Самаре из г. Бузулука в г. Самару, первый раз сделанный в 1840 году и повторенный также с удовлетворительным успехом между местными помещиками. Река Урал в те времена считалась мелководной, и попытка судоходства не увенчалась успехом.

Между тем, река все же привлекала купцов как торговый путь, и, как считал купец первой гильдии потомственный почетный гражданин Михаил Ефимович Мякиньков,

судоходство по Уралу было бы весьма полезно для преуспевания края в экономическом отношении.

В 1875 году 3-го мая, все тот же М.Е. Мякиньков подал «прошение Его Высокопревосходительству Господину Оренбургскому Генералу Губернатору, Генерал-адъютанту Николаю Андреевичу Крыжановскому», где писал:

Река Урал по течению от города Нижне-Уральска до Орска и выше к верховьям считается до сего времени не судоходною… Предвидя возможность учредить пароходное буксирно-пассажирское движение по Уралу в обозначенном выше участке, я не остановился бы пред такими затратами, лишь бы иметь гарантию в том, что другие не воспользуются плодами моих успехов. Поэтому я желал бы получить привилегию на 12 лет на исключительное право пароходства по реке Урал… По получении привилегии, я обязуюсь произвести исследование реки, очистить дно ее, если окажется нужным, сделать другие приспособления, какие потребуются, и учредить  пароходное движение в течение двух лет… Рейсы пароходства я обязуюсь производить во время навигации с ранней весны до совершенного упадка воды в Урале, если при всех стараниях нельзя будет ходить судам в течение всего лета. В противном случае, то есть если я не устрою пароходства в двухгодичный срок, то выданная мне привилегия должна считаться отмененною. 

К сожалению, губернатор отказал купцу, объяснив отказ тем, что не имеет достаточно сведений и данных (к примеру, в чем именно должны заключаться приспособления), что весьма возможны правонарушения, например, купец откажется  от своего предприятия, причем может быть, что ни к каким  капитальными работам он даже и не приступит, и т.д.

Таким образом, первая попытка начать судоходство оказалась неудачной. Хотя купец Мякиньков и не пытался больше получить монополию на развитие судоходства, эта идея заинтересовала других людей, которые в последующие годы не раз пытались ее реализовать.

Генерал Крыжановский понимал, что судоходство может принести пользу краю. Сохранились его сообщения Господину Министру Внутренних Сообщений. В марте 1876 года он писал:

…как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения. Считаю своим долгом заявить… о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края… Имею честь покорнейше просить… командировать в Оренбургский край инженера для специального исследования реки Белой, Уфы, Ая и других…

Известно также и о купце Куперине, обратившемся с ходатайством к Крыжановскому о разрешении устроить пароходное сообщение. Оно ему было дано. К нему прилагались правила, по которым утверждалось, что Министерство путей сообщения подчиняет этим правилам пароходовладельцев при выдаче им разрешения на устройство пароходства. Но о купце Куперине и о его затее, увы, больше ничего не известно. Надо думать, опять что-то не вышло.

«Николай Крыжановский» отправляется в путь

Пытаясь установить истину, замечательный исследователь оренбургской истории Н. Чернавский писал:

Мы со своей стороны о том, чтобы Перовский предпринимал попытки к осуществлению пароходного плавания по Уралу не слыхали от старожилов.

Едва ли не первым опытом пароходства надобно считать плавание купцов Ванюшиных. Последние еще в 1871 году исследовали Урал с точки зрения судоходства от Кизильской станицы до г. Орска и потом до Оренбурга, нашли его русло удобным для плавания небольших судов. И обратились за сочувствием к оренбургскому генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому:

«…торговый дом Братьев Ванюшиных имеет честь доложить следующие сведения:

  1. устраиваемый ныне пароход будет иметь машину высокого давления в 25 сил, длина парохода – пятнадцать сажень. При пароходе будет 8 барж;
  2. пароход будет первоначально следовать от  Оренбурга до Уральска, а если уровень воды в р. Урал позволит, то до г. Орска и обратно;
  3. пароходные пристани будут в Оренбурге, Чесноковке, Илеке, Уральске;
  4. хождение парохода по Уралу предполагается начать по вскрытии реки никак не позже 1 мая…

г. Оренбург, 19 марта 1879 года».

В отличие от купца Мякинькова, братья Ванюшины все-таки получили согласие, в 1879 году приобрели пароход, небольшой, но красивый, названный ими «Николай Крыжановский» – в честь покровителя. Пароход этот отправился вниз по реке с баржами, но дальше Илека уральские казаки его не пустили, боясь, что пароходство вредно отразится на рыбном промысле. К тому же уральцам-раскольникам пароходство представилось по новизне настолько необычным, что внушало ужас!

Тем не менее купцы Ванюшины решили добиться внешнего давления на уральцев, думая через высшую власть истребовать у них разрешения на свободный проезд по Уралу, по крайней мере до г. Уральска, где находится известный “учуг” (перегородка) для преграждения хода рыбы вверх.

Сергеем Ванюшиным был доставлен в С.-Петербургское общество содействия русской промышленности и торговли доклад, читанный 25 сентября 1879 года, «О судоходстве по реке Уралу».

…Ввиду того, как много теряет край, не имея возможности пользоваться существующими в нем реками, могущими служить весьма удовлетворительными путями сообщения, считаем своим долгом заявить о необходимости возможного приспособления их к судоходству с целью увеличения богатства и благосостояния края, имеющих, конечно, значение для государства…

Общество отнеслось с сочувствием к предприятию Ванюшиных и решило со своей стороны поддержать их своим ходатайством пред высшей властью о разрешении пароходства. В то же время С.-Петербургское общество естествоиспытателей отозвалось, что пароходство по Уралу не может нанести вред рыболовству. Из военного министерства был затем командирован чиновник в Уральскую область для собирания сведений на месте.

Для торжества открытия

Далее цитируется сообщение “Оренбургского листка” за 1880 год:

Задумав основать пароходство, братья Ванюшины на первый раз пустили в дело лишь небольшой плоскодонный колесный буксирный пароход. К нему изготовлены баржи для грузов, тоже плоскодонные.

Для торжества открытия пароход причалил к каменному спуску или лестнице против дома генерал-губернатора (теперь институт повышения квалификации учителей. – Т.С.) и стал на якорь. Никаких предуведомлений, никаких повесток об этом господа Ванюшины не делали. Несмотря на то, к 5 часам вечера весь берег и все возвышенные места бульвара были покрыты народом в буквальном смысле слова.

Когда прибыл на пароход главный начальник края Н.А. Крыжановский, и кафедральный протоиерей Д. Озерецковский с хором архиерейских певчих начал молебное пение, головы ближайших групп публики обнажились, точь-в-точь как это бывает в преполовение. Торжественная тишина сбежавшегося народа показала, что на реке пред ним стояла не забава, а важная, великая в народной экономии сила.

После сего пароход, снявшись с якоря, двинулся вверх по реке, против необычайного сильного течения незадолго пред тем разлившейся и высоко поднявшейся вешней воды и, зайдя за угол рощи ввиду казачьего форштадта, воротился на прежнее место, где генерал-губернатор Крыжановский слез на берег, а пароход через 5 минут ушел с приглашенными лицами и стал на Банном озере, где было предложено угощение.

Во все время первого рейса народ бежал за пароходом по берегу, особенно молодежь, и нельзя не пожалеть, что вследствие неопубликования о дне торжества подрастающее поколение оренбуржцев лишено было плодотворного удовольствия видеть на Урале первый пароход.

Прислуга на пароходе вся русская – первым капитаном (он же машинист) призван действовать П.В. Владимирский и управляющим С.И.Чертков. Весь штат с матросами состоит из 10 человек

Опасения за вред рыболовству

В заключение Н. Чернавский делится своими познаниями о развитии событий:

Пароход этот вскоре с грузом хлеба из Оренбурга направился в и Уральск и даже будто бы согласно решению военного министра, основанного на отзыве генерал-губернатора, спускался вниз по Уралу до Гурьева… По другим версиям, более вероятным, пароход и в 1880 году далее г. Уральска не пошел. При этом предприниматели Ванюшины встретили на пути враждебное, злобное настроение от уральцев и наслушались таких угроз от казаков, которые в будущем обещались даже стрелять в пароход, что они с глубоким чувством горечи за потерю из рук широко задуманного дела вынуждены были продать пароход и баржи за бесценок.

Так плачевно закончилась первая попытка к проложению речного пути по Уралу. Не столько внешние препятствия – быстрота вешнего течения, летнее мелководье, засоренность русла, обмеление реки, каковые препятствия с годами увеличиваются, но скорее внутренние причины – опасения за вред рыболовству и известная косность уральцев сгубили полезное предприятие в самом его детском возрасте, не дав ему даже стать на ноги. Мы не упоминаем при этом о лугких пароходиках для местных увеселительных прогулок, принадлежащих Рукавишникову и Юрову, пароходик которого снует по Уралу доселе.

Размышляя о перспективах пароходства на Урале, Н. Степняк в начале XX века констатировал:

Вопрос о сообщении Оренбурга с Яицким городком при посредстве Урала не новость, он существовал издавна. Еще незабвенный устроитель Оренбургского края И.И. предугадывал возможность “сношения по Яику водой в торговых целях” и предлагал “апробовать способы”. Но дело это по отсутствию предпринимателей долгие годы оставалось забытым”.

Этот же автор обнародовал сведения о транспортном средстве торгового дома братьев Ванюшиных: “На первый раз пароход построен плоскодонный, винтовой, размером: 15 сажен длины, 16 футов ширины, глубиной хода в 2 фута и с рабочим механизмом в 25 паровых сил. Провозная плата пассажиров и грузов предполагалась ничтожная, в особенности для рабочего класса, а проезд детей уральцев, обучающихся в учебных заведениях, – бесплатный.

Весной 1902 года в местных периодических изданиях разгорелась дискуссия о том, кто был первым путешественником на пароходе по Уралу. Сотрудник “Оренбургского листка” утверждал:

Неправду отметил хроникер “Оренбургской газеты”, что пароходное плавание Владыки будет первым во всю историю реки. Опыты пароходства делали граф В.А. Перовский (Василий Алексеевич дважды был оренбургским губернатором – с 1833 по 1842 годы и с 1851 по 1857 годы. – Т.С.) за казенный счет и последний оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский за счет купцов Ванюшиных, но неудачно.

Причины таковы. Весной, при разливе и быстром течении реки, нужны не пароходики, а сильные пароходы, летом же Урал так мелеет и богат бывает такими перекатами с “карчами” (корягами), что даже плоскодонная лодка не пролезет по фарватеру.

Паровое чудо на воде

Затем Николай Михайлович приводит впечатления очевидца события:

В пятницу, 2 мая (14 мая по новому стилю. – Т.С.) в 6 часов вечера история цивилизации оренбургских степей завершилась последним чудом: по реке Уралу на глазах оренбуржцев двинулся первый пароход! Чудом оказалось для кочевника первое знакомство его с русским военным строем и русской артиллерией в XVIII веке; чудом казались для него успехи европейской промышленности и науки в последующее время; великим чудом сочли наши степняки открытие оренбургской железной дороги 31 декабря 1876 года (13 января 1877 года по новому стилю. – Т.С.). Гораздо большим конечно чудом покажется им теперь паровое движение по воде.

Даже русское население, коренные оренбуржцы сознают, что после открытия в крае чугунки это даст более сильное, более живое впечатление, какое только местная общественно-экономическая жизнь испытать здесь могла. Но дело не в эффектах торжества разума человеческого над силами природы. Легко понимает всякий, что открытие пароходства по девственным водам реки Урала вносит в экономическую жизнь края великий стимул, могущественный толчок для расширения сельскохозяйственной производительности, продукты которой отныне будут распределяться и передвигаться целесообразнее к несомненной пользе населения!

Стар и мал вышли навстречу

Епископ Оренбургский и Уральский Владимир (Соколовский), осуществивший плавание на собственном пароходе по Уралу и Сакмаре в 1902 году А что же преосвященный Владимир? Информируя читателей о его вторичном отъезде 15 мая 1902 года “для обозрения Епархии”, корреспондент все того же “Оренбургского листка” писал:

Его преосвященство переправился через Урал на пароме и затем на лошадях он доедет до станицы Вязовской, где оставлен его пароходик для починки. Исправление парохода уже произведено, и преосвященный отправился на нем дальше вверх по Уралу до Орска.

На снимке: Епископ Оренбургский и Уральский Владимир (Соколовский), осуществивший плавание на собственном пароходе по Уралу и Сакмаре в 1902 году.

Видимо, поездка удалась. Во всяком случае вскоре стало известно, что 3 июня 1902 года

Преосвященнейший Владимир изволил отбыть на собственном пароходе в Сакмарскую станицу. Вместе с Владыкой на пароходе отправился оренбургский губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенант Я.Ф. Барабаш. В числе сопровождающих лиц находились штаб-офицер для особых поручений при губернаторе и уездный исправник.

Путь вверх по Сакмаре в 67 верст был пройден в 8 часов с двухчасовой остановкой. Стар и мал вышли навстречу пароходу, причем почетные казаки встретили Владыку и губернатора хлебом-солью…

Торжественны были проводы из Сакмарска: на далеком расстоянии берег был усеян толпами народа. В обратный путь Владыка изволил отбыть на пароходе в сопровождении тех же лиц…

Позднее преосвященный Владимир назван одним из тех, кто доказал возможность пароходства по Уралу.

Чтобы не пугать жителей и рыболовов

Согласно свидетельствам современников,

Финляндским пароходством братьев Лайхиа в Саратове в 1913 году был разработан проект пароходного сообщения по реке Урал. В ноябре они обратились в оренбургскую городскую управу с просьбой о разрешении товаро-пассажирского сообщения между Уральском и Оренбургом. Управа к этому ходатайству отнеслась очень сочувственно, но положительного ответа дать не могла, так как большая часть реки принадлежит казачьим поселениям и в распоряжении города находится самая ничтожная часть. Ходатайство финляндского пароходства было направлено оренбургскому губернатору, где оно также встретило полное сочувствие и было передано главному управлению водных путей и шоссейных дорог.

Предполагалось

движение одним пароходом два раза в неделю. По прошествии первой навигации рейсы станут ежедневными. Для этого будут выстроены специальные пароходы, приспособленные к условиям реки. Во всех значительных селах, прилегающих к Уралу между Оренбургом и Уральском, будут устроены плавучие пристани-дебаркадеры». Чтобы не загрязнять воду «жидкими масляными остатками», предприниматели обещали: «Смазка машин пароходов будет производиться особым маслом «Мазия», от которой грязных остатков не бывает.

В апреле 1914 года «Оренбургская газета» информировала:

Петербургское агентство сообщает, что Саратовское финляндское пароходство «Лайхия», получив разрешение от казачьих войсковых управлений Оренбургской губернии и Уральской области, открывает на реке Урал судоходство от г. Уральска до г. Оренбурга. Пароходство уже отправило через Каспийское море по Уралу первый товаро-пассажирский пароход «Уралец». Пароход едет под командой (16 человек) П.И. Гомоскова. Пароход строился хозяйственным способом в Саратове, Царицыне и Нижнем Новгороде. Грузоподъемность его – 3,500 пудов. На «Уральце» имеются места на 200 пассажиров. По Уралу финляндскому пароходству придется за отсутствием там судоходного надзора ставить свою обстановку для фарватера. Для «Уральца» приобретен свисток средней силы, чтобы не пугать жителей и рыболовов.

Братья Лайхиа заключили с уральским казачьим войском договор на 10 лет. Главным условием финляндскому пароходству включаются требования: не ловить рыбу даже удочками, не иметь на пароходе нефти и керосина, отапливать пароходы дровами и каменным углем, освещать пароходы электричеством и пользоваться для плавания по Уралу местными лоцманами-рыбаками. Братья Лайхиа устроили уже пристани по Уралу в Уральске, Илеке, Оренбурге, поселках Цивильском, Кирсановском, Январцевом и Раннинском. Казачье войско взимает с Лайхиа за аренду мест под пристани по 25 копеек с квадратной сажени в год.

Рейс был сопряжен со многими трудностями

Тогда же обнародован репортаж о встрече парохода жителями города Уральска:

Берег реки Урал осаждала тысячная толпа любопытных. На пароход вошли наказной атаман и вся уральская областная администрация. Капитан заявил, что особенных препятствий им на пути не пришлось встретить. В устьях реки Урала при выходе из Каспийского моря их несколько задержала мель. От Гурьева до Уральска прошли гладко. Ощущалась только нужда в топливе. Интересно отметить, что пароход израсходовал на топливо больше от Уральска до Калмыкова (300-400 верст), чем от Саратова до Калмыкова (пройдя Волгу, Каспийское море и 500 верст по Уралу). Капитан рассказывал, что пробовали топить кизяком, но из этого ничего не получалось. Дрова добывались с большим трудом. Идти пришлось со скоростью 5-6 верст в час. Население встречало приветливо. Причаливали у берега, где стоял поселок, и все казаки кричали «Ура!».

Побывавший на заседании оренбургской городской думы сотрудник «Оренбургской газеты» в последние майские дни 1914 года записал:

Оглашается телеграмма Уральского войскового хозяйственного правления о том, что пароход «Уралец» вышел из Уральска в 19 мая. Кроме того, городской голова доложил, что пароход 24 мая вышел из города Илека, когда прибудет в Оренбург, неизвестно. Оглашается запрос губернской земской управы о том, намерен ли город принять участие во встрече парохода? Гласный Грен полагает, что это – частное предприятие, к которому город не имеет никакого отношения. Гласный Овсянников острит:

«Не пришлось бы встречу парохода делать верст за 100 от города…» Городской голова видя, что дума не склонна к организации встречи парохода, предлагает принять сообщение о пароходе к сведению».

Очевидец долгожданного события утверждал, что пароход прибыл в Оренбург «также таинственно, как и шел» 28 мая (10 июня по новому стилю. – Т.С.) «в начале девятого часа вечера, причалив к левому берегу за большим мостом. Пароход оказался довольно хорошим, а для Урала, пожалуй, крупноват. В пути по Уралу он находился 19 дней».

К прибытию 1 го парохода, "Оренбургская газета", 28 мая 1914

К прибытию 1 го парохода, “Оренбургская газета”, 28 мая 1914

В своем путеводителе Райский писал:

Двадцать восьмого мая того же 1914 года в прибыл из Уральска первый пароход финляндского общества братьев Лайхиа «Уралец». Течение на реке Урале, по словам владельца парохода, оказалось сильнее, чем на Волге. Грузоподъемность парохода превышает 3 тыс. пудов. Число пассажиров может быть доведено до 150 человек. Машина обладает мощностью в 35 сил. При пароходе имеется кухня и буфет. Стоимость билета первого класса 10 руб., второго ― 8 руб. и третьего ― 5 руб. Пароход предполагает посещать Оренбург раз в неделю, но в этом предположении позволительно сомневаться ввиду мелководья на реке Урале.

Сообщение о пароходе, "Оренбургская газета", 30 мая 1914

Сообщение о пароходе, “Оренбургская газета”, 30 мая 1914

Иллюстрированный художественно-литературный журнал “Искры”, в № 22 за 1914 год сообщал:

Пароход Пионер

По реке Уралу прошел первый пароход «Уралец». Он открыл первые рейсы между Уральском и Оренбургом, пройдя это расстояние в 700 верст в двое суток. Он прибыл в Оренбург, 28 мая в 9 час. вечера, и привез с собою 2025 пудов пшена, нагруженного в Илеке. Первых пассажиров всех трех классов прибыло всего 15 человек. «Уралец» поднимает всего 5.000 пудов груза и 150 человек пассажиров, не считая команды.

И по Уралу ходили пароходы 1

На снимке: Пароход «Уралец». 1. Лайхиа, помощник капитана и один из трех владельцев парохода «Уралец», 2. Капитан парохода П. И. Гамосков, 3. Машинист Г. У. Бурмистров. 4. и 5. владельцы парохода «Уралец» гг. Лайхиа.

Владелец «Уральца» О.А. Лайхиа любезно поделился впечатлениями от первой поездки по рейсу Уральск – с журналистами:

Из Уральска пароход вышел 19 мая (1 июня по новому стилю. – Т.С.), имея на борту 22 пассажира. Первый рейс был сопряжен со многими трудностями из-за мелководья и загроможденности реки затонувшими деревьями. Не доходя до города Илека, пароход по ошибке попал в один из притоков Урала (Старицу) и по нему прошел верст десять, а затем пришлось идти назад, не могли выбраться в течение двух дней. Около поселка Дарьинского пароход сел на мель, на которой пробыл 30 часов.

В городе Илеке пароход встретили, поднесли хлеб-соль. Сошло девять пассажиров и сел один. В Илеке же пароход принял груз в 2025 пудов (пшено). В поселке Озерном также сел один пассажир. Таким образом, пароход пришел в Оренбург, имея на борту 15 пассажиров всех трех классов.

Из Уральска шли, отапливаясь антрацитом, но его скоро не хватило, и до Илека пришлось топить дровами. В Илеке удалось достать антрацит.

Характерно, что течение на реке Урал оказалось сильнее, чем на реке Волге. Ночью пароход не шел.

Стоимость рейса Уральск – владельцу обошлась рублей в пятьсот.

Определить перспективы трудно

Представители прессы информировали земляков:

Все время в дороге велись работы по достройке парохода. Разрешение Уральского областного правления получено было только в апреле, и потому из Саратова пароход вышел, имея почти один кузов. При пароходе имеются кухня и буфет. Нужды в продуктах не ощущалось.

Пароход предполагает раз в неделю приходить в Оренбург. Стоимость билета первого класса – 10 рублей, второго – 8 рублей, третьего – 5 рублей (для сравнения: пуд говядины стоил тогда от 4,80 к. до 5 р. 20 к. – Т.С.).

Господин Лайхиа указал на трудности подхода к Оренбургу. В следующий раз пароход будет останавливаться около горы Маяк в устье Сакмары, где она сливается с Уралом. Рейс Оренбург – Уральск пароход предполагает делать в 2 дня. В настоящее время усадка парохода – один аршин (около 70 см. – Т.С.), почему он может близко подходить к берегу.

На вопрос о дальнейшем развитии регулярного пароходного сообщения по Уралу господин Лайхиа ответил уклончиво: по первому рейсу определить перспективы трудно.

Завершая повествование, корреспондент «Оренбургской газеты» писал:

Так как большой деревянный мост уже готов, то пароход посещает масса публики. Администрация всех впускает, позволяет все осматривать и охотно отвечает на вопросы любопытных посетителей». Городской голова В.Н. Ладыгин, все члены управы, «много гласных, купечество, военные» посетили пароход 11 июня 1914 года: «В.Н. Ладыгин приветствовал администрацию парохода хлебом-солью, поднесенным на резном деревянном блюде в русском стиле.

Тем временем местные периодические издания на первых полосах публиковали объявление:

«Финляндское пароходство братье Лайхиа 31 мая (13 июня по новому стилю. – Т.С.) отправляет из Оренбурга до Уральска пробным рейсом пароход «Уралец». Билеты продаются на пароходе».

«Уралец» убыл из Оренбурга, «имея на борту свыше 50 пассажиров и 600 пудов груза».

Обещано было его возвращение через неделю. При этом цитировались публикации саратовских газет:

Братья Лайхиа с будущего года предполагают пустить по Уралу три парохода. Южные фрукты, идущие из Ташкента через на Самару и расходящиеся по Поволжью, с открытием пароходства частью пойдут в Уральскую область. Осенью Уральск снабдит Оренбургскую губернию яблоками. Из Уральска вверх пойдет рыба, хлеб. Оренбург сплавит в Уральск дрова и лес, которые ныне он получает с верховьев Самары. Рассчитывает пароходство на кожу и хлеб, кроме того, стянет пассажиров от Александрова Гая, Ершова, Николаевска и других, приезжающих в Оренбург летом… Немного удивляет непредусмотрительность пароходного общества, не приславшего на Урал баржу, приспособленную под погрузку скота. В скотопромышленной области это обстоятельство оказало бы несомненную услугу торговому населению и пароходному обществу».

Вернулся из Оренбурга в Уральск только через 20 дней

О развитии событий оренбуржцам рассказал хроникер «Оренбургской газеты», сообщив:

Третьего дня (т.е. 21 июня по новому стилю. – Т.С.) беседовал с приехавшим в по железной дороге владельцем парохода «Уралец» О.А. Лайхиа, который оставил пароход в Илеке. Пароход застрял около Илека, так как около этого города построен был через Урал мост. Администрация парохода потребовала сноса этого моста. Дело дошло до губернской администрации. В настоящее время снос моста обеспечен. В Оренбург он должен прийти 10 июня или 11 июня (23-24 июня по новому стилю. – Т.С.) рано утром. Из Оренбурга до Уральска пароход дошел за два дня. По выходе из Оренбурга пароход за железнодорожным мостом наскочил на мель и простоял на ней несколько часов. В Оренбург пароход идет, имея на борту 50 человек пассажиров и 1000 пудов пшена.

Назвав свою довольно пространную статью «Реквием», представитель газеты «Оренбургская жизнь» В. Владимиров в июле 1914 года констатировал:

Грустить о нарушенной неприкосновенности Яика преждевременно. Уральский корреспондент «Утра России» на днях писал в свою газету: «Вторым рейсом пароход «Уралец» вернулся из Оренбурга в Уральск только через 20 дней. Выше Илека пароход в двух местах стоял на мели по 50 часов, хотя из Оренбурга вышел без груза и пассажиров. Ниже Илека пароход стоял на мели двое суток. Урал, входящий в свое русло, оказался рекой совершенно не пригодной для судоходства. Быстрым течением вода переносит сыпучие пески с одного места на другое, и исследовать, намечать места для постоянных рейсов не представляется возможным.

Братья Лайхиа заявили, что рейсы Уральск – Оренбург они прекращают и 27 июня отправляются в пробным рейсом. Если они и здесь встретят препятствие, то дело пароходства на Урале ликвидируют. Вся команда пароход покинула ввиду невыносимых трудностей – борьбы с мелями. Наверное, можно сказать, что опыт пароходства на Урале потерпел неудачу.

Таким образом, мутные и заповедные воды Урала пока так и останутся заповедными – за непригодностью для новой лучшей жизни!

Организация судоходства по Уралу после революции

До революции  регулярное судоходство так и не было организовано. В начале 30-х годов прошлого века снова поднялся вопрос о судоходстве на реке Урал. В архивах сохранилась переписка между руководством города и Госпланом (г. Москва) по вопросам об организации судоходства по реке Урал от 1922-1923 годов.

Краткий доклад в КИРСТВО г. Оренбурга «О судоходстве на реке Урале».

I. Возможно ли судоходство на реке Урале.

Судоходство на реке Урале встречает следующие препятствия:

  1. Мелководье предустных пространств.
  2. Перекаты на протяжении от г. Калмыково до Уральска (1250 верст по тракту).
  3. Отсутствие обстановки (сигнальных знаков) по реке и в особенности на перекатах, недостаток соответствующих судов.
  4. Отсутствие соответствующего обследования.

Выводы: Таким образом, надо только положить начало, в первый же год работы выявить возможность и экономическую выгоду судоходства по реке Уралу. Так если считать, что судоходство по реке Уралу безо всякой расчистки перекатов возможно в период, когда вода станет выше межени на 0,4 саженей, то есть:

  • в 1914 году с 20 марта-31 июня, т.е. 132 дня;
  • в 1915 году с 17 апреля-3 июля, т.е. 77 дней;
  • в 1916 году с 8 апреля-18 июля, т.е. 72 дня;
  • в 1917 году с 4 апреля-25 июля, т.е. 82 дня;
  • в 1918 году с 20 апреля-18 июля, т.е. 89 дней.

В среднем – 90,6 дней.
Минимум – 72 дня.
Максимум – 132 дня.

Возможно, что минимум в 1920-1921 году был еще на несколько дней ниже, но зато в 1921-м максимум давал весь сезон. Из практики выяснилось, что на ход из Гурьева до Уральска требуется 10-15 дней и обратно 5-10 дней, всего 15-25 дней. Таким образом, три рейса вполне возможны даже в годы минимума.

При наличии же обстановки на перекатах, когда пароходы пойдут не ощупью, а полным ходом и не только днем, но и ночью, то число рейсов даже в годы минимума дойдет до 4-х или 5.

II. Значение судоходства на реке Урале.

1. Для местного края. Прежде всего, надо отметить, что благодаря судоходству удешевится провоз продуктов и с этим стоимость его.
2. Для государства. В Центральную Россию пойдут продукты животноводства, за границу – солодовый корень. В дальнейшем при использовании реки Урал откроются еще более грандиозные перспективы: судоходство будет возможно до г. Орска, вниз по реке пойдут: хлеб, строительные материалы; вверх: нефть, нефтепродукты. Шлюзование позволит правильно орошать пойму Урала, даст возможность электрифицировать весь район.

24 ноября 1922 г.
Председатель Губэкосо: И. Киселев

После того, как этот доклад был рассмотрен, 22 декабря 1922 года состоялось Совещание при Общегосударственной плановой Комиссии при Совете Труда и Обороны КССР по вопросу об организации судоходства по реке Урал. В архиве Оренбургской области сохранился Протокол этого совещания, на котором постановили следующее:

1. Поручить Госплану разработать вопрос об экономических выгодах для Края в результате организации судоходства по реке Урал.

2. Поручить Госплану передать проект Урал Губэкосо Оренбургскому Губэкосо на предмет выявления заинтересованности в этом вопросе и учета тех организационных и материальных средств, которые могут представить Оренбургские губернаторские органы для дела организации судоходства по реке Уралу.

В 1924-1925 гг. на Урал с Волги доставили три парохода и несколько барж, тогда же было организовано пассажирское движение между Уральском и Гурьевом. В 1931 г. создано управление Уральского речного транспорта, а с 1932 г. суда стали регулярно ходить до Оренбурга.

Впоследствии Урал и Сакмара в районе г. Оренбурга были признаны судоходными реками. В Оренбурге были созданы три водных организации. Главная – Пристань Оренбург Уральского речного пароходства.

Начальником пристани долгое время был И.Ф. Рощин. А на месте нынешнего магазина «Успех» по адресу: ул. Ленинская, 39, стоял когда-то Дом пароходства. Пассажирские катера обслуживало  областное управление малых рек.

А когда-то по Уралу ходили теплоходы «Джамбул» и «Мария Гризодубова»

50-60-е годы двадцатого столетия отмечены появлением новых катеров, новых организаций, связанных с судоходством. Однако период этот был недолгим. Ходил по Уралу пассажирский теплоходик «Гризодубова», катер «Пионер», буксирный катер-толкач, о чем в свое время уже рассказывал «Вечерний Оренбург». На этом и закончилась местная судоходная история.

Источники:

  • Татьяна Судоргина, “Пароходство внушало ужас”, “Вечерний Оренбург”, № 21 от 22 мая 2002 г.;
  • Татьяна Судргина, “Грустить о Яике преждевременно”, “Вечерний Оренбург”, № 23 от 11 июня 2009 г.
  • Иллюстрированный художественно-литературный журнал “Искры”, 1914 год, №22, С. 175
  • Оренбургская газета – 1914 – 28 мая. Л. 239 об.;
  • Оренбургская газета – 1914 – 30 мая. Л. 243 об.;
  • П.Д. Райский. “Путеводитель по городу Оренбургу”, Оренбург, 1915;
  • Анастасия Кисурина, Михаил Савинков, “Корабли на Урале”, “Вечерний Оренбург”, № 39 от 26 сентября 2008 г.
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x