Наверное каждый из нас, пользуясь услугами городского пассажирского транспорта задумывался, а почему в нашем городе нет трамвая? Ведь даже оренбургский троллейбус в следующем году будет отмечать свое 65-летие. Чем мы хуже других городов?

Трамвай на Каменноостровском мосту, Ленинград 1933 год

на Каменноостровском мосту, Ленинград 1933 год

Вопрос прокладки трамвайной линии в Оренбурге поднимался задолго до революции, но каждый раз, когда горожане задавали вопрос “когда?”, ответа так и не следовало. Так хроникер “Оренбургской газеты” 20 февраля 1908 года поражался какой-то особенной непредприимчивости оренбуржцев.

“Непредприимчивость жителей г. Оренбурга поразительна, Ни одно из нововведений, уже вошедших в практику жизни других городов, даже более незначительных, Оренбург, не находит себе место у нас. Сколько лет мы говорим о и трамвае, но дальше разговора дело не заходит. Отчего бы кому-либо из местных аборигенов не организовать движение по городу «дилижансов». Безусловно, это – архаический способ передвижения, но все же он представил бы собою хотя бы некоторое удобство для жителей слободок, удешевил проезд и безусловно дал бы выгоду предпринимателю. Но предприимчивых людей не находится”.
Но позже было не все так просто. Листая старые газеты попалась заметка “Трамвайная история”, подписанная неким Горским, опубликованная 27 марта 1930 года в “Оренбургской коммуне”. В ней товарищ Горский со всей революционной прямотой, называя все своими именами, рассказывает с какими сложностями пришлось столкнуться сторонникам этого вида транспорта.

Трамвайная история

Нужна ясность – нужно дело, а не разговоры

“Оренбург – город степной, пыльны, со сплошным свирепым ветром, с буранным песком. Как подует этот ветерок, именуемый оренбургским «дождем», трудно ходить по Оренбургу. А ходить приходится, т.к. ехать не на чем (не ждать же по часу и больше переполненного автобуса…). Вот почему от Аренды до Форштадта оренбургские жители ходят ровно два часа. А расстояние между ними всего 8 километров.

На лето оренбургские жители запасаются очками, а зимой кутаются в меха. Ходить бывает трудно.

В 1910 году заседали почетные отцы города из городской думы и думали – как бы это поскорее продвигаться. После долгих усилий они надумали построить, но дальше разговоров дело не пошло.

В исторических заплесневевших документах о постройке трамвая был поднят в 1914 году городской управой, которая обратилась к профессору Шульгину с просьбой дать свое заключение:

«Современно ли в настоящее время приступить в Оренбурге к устройству трамвая и в случае, если можно, – наметьте сеть трамвайных линий».

Профессор Шульгин, не считая нужным разговаривать с городской управой, прямо апеллировал к гласным:

– Не считаю нужным распространяться о пользе введения трамвая, потому она очевидна – считаю необходимым строить.

Но и городская управа трамвая не построила.

В 1925 году снова вопрос о постройке трамвая поднимается. ОМХ обратился прямо в Главконцеском с просьбой привлечь иностранные капиталы к сооружению оренбургского трамвая. Но… из этого ничего не получилось.

В период 1925 и 1930 годов шли споры о том, что лучше в Оренбурге: ввести трамвайное или расширить автобусное движение?

В протоколах дискуссий о трамвае  нередко можно встретить возмущенные выступления рабочих:

– Ходить на производство далеко. Опаздываем, устаем. А если близко живем от производства, то домохозяйкам прогуливаться ежедневно по несколько километров за продуктами и прочим – бывает и не так легко.

А от чего? – Да оттого, что много разговариваем, да мало делаем. Если царская дума не построила трамвай, так почему городской совет не принимается за его постройку! – Хотя бы в пятилетку.

Да, кстати, о пятилетке.

Задаем вопрос плановым работникам окрплана:

– Пятилеткой постройка оренбургского трамвая почему не была предусмотрена?

– Забыли, не смущаясь отвечает экономист коммунального хозяйства. – В новом варианте надо предусмотреть, замечает он.

Правда, в пятилетке фигурирует вопрос о постройке трамвая во Оренбурге за счет средств иностранного капитала, даже выкладки сделаны и расчет произведен.

Что рентабельней: или автобус? – Оказался трамвай. Но этот вопрос предусмотрен пятилеткой только на основании разговоров или так, на всякий случай…

В Оренбургском окрплане в курс дела постройки трамвая меня вводит экономист по промышленности тов. Крючков.

До сего времени еще не отослана докладная записка в крайисполком с просьбой отпустить 100 тысяч рублей на постройку оренбургского трамвая.

Сейчас есть твердое решение всех организаций о постройке трамвая в Оренбурге, и наконец, сама жизнь требует скорейшего сооружения трамвая в Оренбурге. Город растет, население увеличивается, рабочий должен меньше тратить времени на ходьбу”.

Заканчивает статью товарищ Горский словами:

Вполне доказано, что в Оренбурге рентабелен, он окупит себя максимум в 4 года. Это наивернейшая доходная статья в нашем коммунальном бюджете. Все готово? И проекты, и планы, и сметы, но они все упираются в головотяпство некоторых работников окрплана. Характерно и то, что этим вопросом пришлось заняться непосредственно т. Зараковскому, а работниками Окрплана даже не знают, кто будет строить трамвай! Здесь творится неразбериха. Нет ясности, а ясность нужна. Ее должна внести РКИ.

План города Оренбурга 1926 года архитектора Рянгина

План города Оренбурга 1926 года архитектора Рянгина

В той же газете, некий товарищ В, в статье под заголовком “Средства нужно изыскать”, рассказывает, с какими сложностями собирался бюджет для финансирования этого проекта. В документе перечислены названия, как знакомые нам по многим фильмам, например, “госторг”, “центроспирт” или “москвошвей”, так и более экзотические аббревиатуры: “Ратао”, “средволторг” или “окрполеводколхозсоюз”.

Средства нужно изыскать

Постановление секретариата окрисполкома

“Подтверждая неотложную необходимость постройки трамвая в Оренбурге для обеспечения в первую очередь передвижения рабочих железнодорожных мастерских, Орлеса, мельниц, элеваторов и т.п., а также для развития городского пассажирского движения, секретариат окрисполкома постановил начать подготовительные работы в текущем же году.

Порядок финансирования местными учреждениями строительства трамвая, которое исчислено в 1219 тысяч рублей (35 процентов сметы) определен в таких цифрах.

Горсовет вносит 200 тысяч рублей, правление Сам Злат. ж.д. 300 тысяч рублей, окруисполком, коммунтрест и военвед по 100 тысяч рублей, госторг, зернотрест, госстройконтора, окрпотребсоюз, ЦРК и РТПО союзмясо, промкомбинат по 20 тысяч рублей, союзхлеб 60 тысяч рублей, Орлес – 50 тысяч рублей, средволторг и кожзаводы по 30 тысяч рублей, управление Соль-Илецких рудников 25 тысяч рублей, промсоюз и животноводсоюз по 15 тысяч рублей, Овцевод, Ратао, окрполеводколхозсоюз и швейфабрика по 10 тысяч рублей, центроспирт и маслозавод по 5 тысяч рублей и москвошвей – 4 тысячи рублей.

Все намеченные суммы постановлено считать долгосрочными возвратными ссудами, которые погашаются в течение 5-10 лет.

Секретариат постановил просить крайисполком утвердить этот план строительства и финансирования и выделить со своей стороны из краевого бюджета на постройку трамвая 100 тысяч рублей.

В заключение секретариат окрисполкома постановил просить окрпрофбюро вопрос о постройке трамвая поставить на широкое обсуждение рабочих собраний”.

23 марта 1930 года в газете Смычка была опубликован снимок, озаглавленный: “В Оренбурге будет трамвай”, на котором запечатлена группа людей, занимающихся бурением почвы для трамвайных столбов.

23 марта 1930 года в газете Смычка была опубликован снимок, озаглавленный: "В Оренбурге будет трамвай", на котором запечатлена группа людей, занимающихся бурением почвы для трамвайных столбов.

Итак, есть потребность в трамвае, начались подготовительные работы по его строительству, есть частичное финансирование, в “35 процентов сметы”, от различных предприятий народного хозяйства. А что с другой частью денег? Ответ на этот вопрос мы находим в беседе с представителем Оренбургского Горсовета товарищем Родионовым, озаглавленной “Сооружение трамвая”.

Сооружение трамвая

Сооружение трамвая будет начато еще в этом году, если строительства будет обеспечено средствами.

“Разговоры о постройке оренбургского трамвая поднимались из года в год. Когда то еще царская дума думала строить трамвай, но больше «благих» пожеланий отцов города дело не двинулось. Но практическое разрешение этот важнейший в оренбургских условиях вопрос получает только теперь. Для этого пришлось проделать огромную подготовительную работу. Собраны обоснованные материалы об экономической целесообразности постройки трамвая в Оренбурге, составлена смета, заказан проект, начаты переговоры с центральным трестом о сроках и порядке постройки. Приняты меры к изысканию нужных средств.

Главкоммунстрой, составляющий проекты, принял постройку трамвая в Оренбурге вполне целесообразной и рентабельной.

Сейчас президиум городского совета постройку трамвая включил в свой бюджет. Но этого мало. Своими средствами горсовет не может построить трамвай, а краевые организации, к сожалению, от выделения нужных средств категорически отказались.

На постройку трамвая необходимо ориентировочно около трех с половиной миллионов рублей. Из них 65 процентов отпускают комбанк, а 35 процентов должны быть изысканы на месте.

Мы поставили своей целью по чтобы то ни сало добиться постройки трамвая с весны 1930 года. На последнем своем заседании совместно с заинтересованными представителями различных организаций, где обсуждался вопрос об изыскании средств президиум горсовета решил выделить из своего бюджета 200 тысяч рублей, просить окрисполком отпустить 100 тысяч рублей коммунтрест 200 тысяч, перед крайпланом возбуждено ходатайство о выделении из своего бюджета 100 тысяч рублей. Кроме того решено привлечь железную дорогу к финансовому участию в строительстве трамвая в сумме 300 тысяч рублей и 300 тысяч рублей разложить на промышленные предприятия, находящиеся в Оренбурге. Таким путем мы уже сейчас имеем твердо 600 тысяч рублей. Вопрос об отпуске остальных средств зависит от центра, хотя присутствующие представители железной дороги и промышленных предприятий не возражали против финансирования строительства трамвая, но лишь в случае получения прошения от своих главных управлений. 27 марта данные представители должны нам дать точный ответ, – дадут они средства на строительства или нет.

До 5 апреля все финансовые возможности должны быть учтены. Вопрос о сборе нужных средств, во что бы то ни стало нужно разрешить в благоприятную сторону с тем, чтобы постройку начать еще с весны этого года. В противном случае постройка оренбургского трамвая снова будет отложена на года, а может и больше.

Проекты, экономические обоснования, сметы – все это уже подготовлено.

Электроэнергией новый будет вполне обеспечен, т.к. мощная вновь строящаяся электростанция сможет выделить потребное количество энергии.

Этим вопросом должны заинтересоваться широкие трудовые массы города, ибо в их интересах покончить с неудобствами нашего пешего движения. Они больше всего заинтересованы в постройке оренбургского трамвая”.

28 сентября 1935 года газета “Большевистская смена” сообщила, что 

25 сентября Президиум облисполкома принял решение о постройке в городе Оренбурге трамвайной линии первой очереди. Длина линии – семнадцать километров. пойдет по трем маршрутам:

Красный городок – Уральский мост; Новая стройка – Пролетарская улица – Форштадт; Вокзал – Аренда.

На постройку линии требуется 4 миллиона 300 тысяч рублей. Возбуждено ходатайство перед СНК об отпуске средств.

24 августа 1937 году в газете "Большевистская смена" вышла небольшая заметка "Трамвай в ОренбургеПрошло еще два года… 24 августа 1937 году все в стой же газете “Большевистская смена” вышла небольшая заметка “ в Оренбурге”, в которой сообщалось, что “Президиум облисполкома утвердил линию строительства первой очереди в 1938 году: Красный городок, улица Цвиллинга, до центра города, вокзал. Трамвайный парк будет строится на Конно-сенной площади (прим. Бердской слободы, там, где сейчас находится Центральный рынок).

Также обратилось с просьбой в НКПС и Управление Оренбургской железной дороги о строительстве нового виадука через стационарные пути взамен старого”.

Не смотря на потребности населения в транспорте, в итоге, в Оренбурге так и не появился.

© 2017, Лукьянов Сергей

, , , , , , , , , ,

Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.

Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.

Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно воспользовавшись формой, размещенной ниже:

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x