На пасхальной неделе на Конно-Сенной площади устраиваются балаганы, карусели, качели и прочие народные развлечения. Всегда в это время на площади громадное скопление народа.
Взятие городков. Примечание “Бердской слободы”: На снимке казачата-школьники штурмуют снежный городок. 27 февраля 1899 года, Оренбургская станица (Форштадт).
Взятие городков. Почти ежегодно, на масляной неделе, происходит взятие казаками и казачатами сооруженных из снега городков. Когда установился этот обычай — сказать трудно. По рассказам казаков-старожилов, этот обычай существует с давних времен.
В старину «городки» устраивались по станицам чуть ли не на каждой улице. Брались они охотниками казаками и казачатами. Призы ставились обыкновенно на верху городка. Для взрослых казаков обычным призом был штоф водки.
Примечание «Бердской слободы»: Авторский текст оставлен без изменений, старая (дореволюционная) орфография приведена к современному виду.
Для наблюдения за порядком при взятии городков в некоторых станицах выбирался, так называемый «масляничный атаман». Он надевал мохнатую шапку с перьями, старую серебряную перевязь с подсумком, добывал у кого-либо из служивших в армии казаков французские эполеты, орлы, звезды, взятые на память о походе на Францию и надевал все это поверх рыболовной сети, долженствовавшей изображать кольчугу, которую иногда носили в старину казаки при заселении Оренбургском линии. Вообще костюм «масляничного атамана» должен был чем-нибудь выделяться из общей массы, а потому составлялся сообразно вкусу и фантазии каждого.
«Масляничный атаман» отвечал за порядок и наказывал ослушников нагайкой. Под его командой и брался «городок».
Установление этого обычая среди Оренбургских казаков следует объяснить тем положением, какое занимали эти казаки в прежнее время на пограничной, Оренбургской линии. Служа по крепостям и редутам этой линии и защищая их от нападения кочевников (причем, наравне с казаками, участвовали иногда и казачки, переодетые в мужской казачий костюм), Оренбургские казаки придумали забаву — «взятие городков», напоминающую им про действительную оборону при линейной крепости от нападающих на нее киргиз. Переходя из поколения в поколение, обычай этот дошел и до настоящего времени.
Караван-Сарай. Под таким названием в Оренбурге известен большой (в несколько десятин) сад. История сада такова. По инициативе бывшего в 50-х годах генерал-губернатора Перовского разводить сад призваны были башкиры с Урала. Целые команды башкир — безответной трудовой и бесплатной силы, вырывали девственные леса в своей Башкирии и окопанные деревья вместе с грунтом привозили в Оренбург в кадках громадного размера и здесь рассаживали. Труд был не малый и продолжался он около шести лет. Сад обнесен каменной стеной. Он охватывает со всех сторон здание губернского правления, квартиру губернатора, мусульманскую мечеть, весьма красивой архитектуры в мавританском стиле и другие здания.
В былое время в саду существовал ресторан со сценой.
Теперь сад разделен на две половины, из которых большая присоединена к квартире губернатора, а меньшая — оставлена для общего пользования и не имеет ухода, почему год от года приходит в запущение и гибнет. Губернское правление предлагало городу взять в свои руки эту часть, но город не согласился почему-то на это.
Зауральная роща. Роща за рекой Уралом — любимое место оренбуржцев, своего рода Московские «Сокольники», там, в глубине лесной чащи и по берегу Урала, по сторонам дачи. На площадке, в центре дачных построек, стоит небольшая, но красивая дачная церковь, во имя св. Пантелеймона, в которой по праздникам, летом, поет хор дачников-любителей. Благодаря близости от центра города, летом в праздничные дни роща наполняется горожанами, ищущими в лесной прохладе отдыха от городском сутолоки, пыли и палящего зноя.
Роща оживляется, оглашаясь звуками русских и татарских песен, гармоники и смешиваясь в один общий гул с стройными звуками роялей дачников, заунывная башкирская или киргизская песня сменяется порой звуками модных романсов и криками «караул!» — это действуют хулиганы. Повсюду в праздник группы людей с кипящими самоварами, слышится хлопанье и веселый говор отдыхающих на лоне природы. В роще имеются чайные павильоны, лавочки с мелочными товарами, булочная и прочее.
Источник: Бодров-Повираев Н.И. —
© 2019, «Бердская слобода», Лукьянов Сергей