В сетевую библиотеку “Бердская Слобода“ добавлен буклет: “Сему городу именоваться… Оренбург. Путеводитель по залам отдела истории досоветского общества” 1987 года. Этот путеводитель был приобретен на пожертвования на одном из интернет-аукционов, оцифрован, выложен в библиотеку. Предлагаем Вам, дорогой читатель, ознакомиться с краткой историй Оренбуржья, пропущенной сквозь призму советской идеологии…
На берегу Урала, в здании, построенном в 1856 году для архива и казны, долгое время была гауптвахта. В 1983 году, к 240-летию города Оренбурга, здесь открыта экспозиция досоветской истории края по эскизам художников А.А. Власенко и В.М. Еременко.
В основу экспозиции легли предметы, собранные с основания музея — 1831 года. Основателем музея был Фома Карл Зан — магистр философии Виленского университета, сосланный в Оренбург за участие в тайных патриотических обществах польской молодежи. Много труда вложено другими устроителями музея: В.И. Далем, И.А. Кастанье, в первые послереволюционные годы — директорами музея А.Я. Закурдаевым, С.М. Карповым.
В последние годы, коллекции и научные труды пополнялись известным исследователем края, историком, археологом С.А. Поповым, автором популярной книги «Тайны Пятимаров»,
Зал открывается предметами, рассказывающими о заселении края 30 тысяч лет назад. Среди них — каменная игла, отщепы, ядрища, каменные наконечники стрел.
Серебряная чаша Атромитра (IV—начало III века до н. э.)
Древние обитатели оренбургских степей жили в условиях холодного ледникового климата. Их окружал иной, чем теперь, животный и растительный мир. В экспозиции — костные останки животных того периода: бивень, бедро и нижняя челюсть мамонта, верхняя челюсть сибирского шерстистого носорога, череп первобытного быка-бизона.
Жертвенник каменный
Жертвенник каменный
Железные мечи, бронзовые наконечники стрел, кинжалы, глиняная посуда, украшения, бронзовые зеркала, бусы — все это найдено в древних курганах. Сарматы, печенеги, половцы, хазары, авары — племена поздних кочевников оставили после себя курганы, в которых вместе с останками людей погребены предметы их быта, религиозного культа, культуры. Раскопки ведутся с дореволюционного периода до сегодняшних дней.
Алебастровый сосуд
В 1911 году в кургане у с. Прохоровки Шарлыкского района среди других предметов найдена серебряная чаша Атромитра (IV—начало III века до н. э.). Она свидетельствует об экономических связях сарматов со Средней Азией и Ираном. Уникальная чаша является украшением коллекции музея.
Основание города Оренбурга
Следующий зал посвящен основанию города. Оренбург закладывался трижды. В 1735 году в районе теперешнего города Орска при слиянии рек Орь и Яик, отсюда и название — крепость на реке Орь, в 1741 году Оренбург строился в урочище Красная гора (ныне село Красногор Саракташского района), в 1743 году в третий раз заложен на высоком берегу Яика на современном месте.
Мисюрки и кольчуга, XVI-XVII вв
Начальниками экспедиций были обер-секретарь Сената выдающийся русский географ И.К. Кирилов (1734—1737 гг.), В.Н. Татищев — государственный деятель, историк (1737—1739 гг.) и И.И. Неплюев — политический деятель, первый губернатор Оренбурга (1742—1758 гг.).
В экспозиции — редкий документ (копия) — жалованная грамота городу, подписанная императрицей Анной Иоанновной 1 мая 1734 года. В ней дано название городу — Оренбург. В грамоте перечислены привилегии жителям города. Подлинник грамоты хранится в Оренбургском государственном архиве. Показан макет крепости 60-х годов XVIII века — работа архитектора А. Куценко, лавка купца с подлинными вещами (товарами) XVIII века, привезенными из Средней Азии. В центре зала мраморный бюст Петра Ивановича Рычкова — первого исследователя нашего края. Его произведения «История Оренбургская» и «Топография Оренбургской, губернии» дают подробные сведения о природе и истории освоения края.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.
Экспозиция начинается с показа орудий труда: сохи и плуга, топора для вырубки и дубовой колотушки для измельчения соли и рядом — орудия наказания крестьян и работных людей: ременный кнут, железный ошейник. Не было пыток, которые бы не изобрели палачи крепостных, издеваясь над своими жертвами. Розги, батоги, вырывание ноздрей, раздирание рта, продажа крепостных оптом и в розницу — вот страшные картины крепостного быта. На копиях с гравюр Гейслера показаны наказания в России.
На сайте «Бердская слобода» имеется сетевая библиотека, где находится в открытом доступе большое количество отсканированных старых книг и журналов XVIII-XX веков.
«На практике.., — писал В. И. Ленин, — крепостное право, особенно в России, где оно наиболее долго держалось и приняло наиболее грубые формы, ничем не отличалось от рабства». (В. И. Ленин, ПСС, т. 39, стр. 71).
Не лучше жилось «работным людям» на фабриках и заводах. 12—14-часовой рабочий день, телесные наказания, произвол заводчиков — все это привело к обострению классовых противоречий. К середине сентября 1773 года в Оренбургской губернии началось восстание, переросшее в крестьянскую войну. Предводителем стал казак донской станицы Зимовейской Е.И. Пугачев. В экспозиции — первый портрет Пугачева на парадном изображении Екатерины II, написанный 21 сентября 1773 года в Илецком городке (фотокопия).
Примечание “Бердской слободы”: Портрет Пугачева, о котором в этой статье идет речь, признан фальшивкой. Подробнее.
Пушка медная, XVIII век
Демонстрируется оружие повстанческой армии, в том числе: топор, гасило, кистени, рогатина, ядра, мортиры и уникальный экспонат — медная пушка, отлитая на уральском заводе. Она установлена на деревянный лафет, на казенной части ее отлита буква «П» в окружении знамен. Видимо, это инициалы Емельяна Пугачева, выступавшего под именем Петра III. Озвученная диорама «Штурм города Оренбурга повстанческой армией» работы художника В.А. Тельнова дает наглядное представление об этих событиях. В экспозиции — картина С. Карпова «Выдача Пугачева царским властям», указы Пугачева, награды — медаль и орденские кресты; копия клетки, в которой держали Пугачева в Москве на Монетном дворе.
Мортира, XVIII век
Жестоко расправилось правительство Екатерины II со всеми, кто желал «воли» и «земли». Чтобы не было воспоминаний о тех смутных временах, по указу Екатерины II было изменено древнее название реки Яик на Урал.
А.С. Пушкин в Оренбургском крае
А.С. Пушкин в своем творчестве обратился к образу крестьянского вождя Емельяна Пугачева. Поэт получает доступ к документам, связанным с крестьянской войной 1773—1775 гг., беседует с теми, кто каким-либо образом осведомлен об этих событиях: это И.И. Дмитриев — государственный деятель, историк, свидетель казни Пугачева, И.А. Крылов — баснописец, ознакомился Пушкин с рукописью И.И. Рычкова — оренбургского летописца.
«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того — 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою». (А.С. Пушкин об «Истории пугачевского бунта», 1836 г).
«История Пугачева», «Капитанская дочка» — вот замечательный результат поездки поэта в край Оренбургский.
В зале можно познакомиться с документами, свидетельствующими о пребывании здесь Пушкина, фотографиями тех мест, где побывал поэт, знакомясь с событиями крестьянской войны. «Пушкин и Даль на берегу Урала», «Беседа Пушкина с И.А. Бунтовой» — работы оренбургского живописца, народного художника РСФСР Н.П. Ерышева.
Бюст Пушкина каслинского литья, работы мастера Быкова, отлит к столетию со дня рождения поэта с известного скульптурного портрета И.П. Витали, В экспозиции — дорогая реликвия музея — посмертная маска А. С. Пушкина. Передал ее музею Д.Н. Соколов, оренбургский ученый, в 1899 году, в Пушкинский 100-летний юбилей.
Оренбуржье в первой половине XIX века
Через небольшой коридор с витражами, отображающими историю края (худ. Ю. Гилев), входим в зал. Сельское хозяйство, промышленность, торговля, культура, исследование края, Оренбург как место политической ссылки — все это представлено в экспозиции.
Торговля ярко показана на картине В. Ткаченко «Меновой двор в Оренбурге», это копия с известной картины А. Гороновича (1860 г.).
Оренбуржцы — активные участники Отечественной войны 1812 года. Об этом свидетельствуют документы «О добровольном пожертвовании денег», «Дело о добровольном вступлении в ряды армии чуваша Макара Андреева, 1918 г.» (фотокопии) и письмо М.И. Кутузова губернатору Волконскому о славных делах оренбургских казаков (1812 г.), выставлено оружие того времени, юбилейные медали.
О высоком мастерстве умельцев рассказывают работы, восточных и русских мастеров: каменное блюдо с арабской надписью, пороховницы из рога и кожи, каменная роза, золотое шитье.
Отдаленность края от центра России, редкие населенные пункты, суровая зима и жаркое лето сделали Оренбург местом политической ссылки, Ссыльные помогали развитию культуры края, его исследованию. Г.С. Карелин отбывал здесь ссылку и был участником 19 экспедиций по изучению полезных ископаемых: края, композитор А.А. Алябьев гармонизировал башкирские песни, писатель и поэт-петрашевец А.Н. Плещеев, отбывая ссылку в Оренбурге, был родоначальником драматического кружка, ставшего основой театра в Оренбурге.
10 лет (1847—1857 гг.) провел в ссылке великий украинский поэт Т.Г. Шевченко. Город Орск, Аральская экспедиция, Оренбург, Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак — вот места его пребывания в Оренбургском крае. В экспозиции копии картин Т. Шевченко: автопортреты, документы о ссылке, «Кобзарь» — цикл стихов изданий 1888 г., 1980 г., «Захалявная книжка» — стихи, написанные тайно в ссылке. Маленькие тетради Шевченко прятал за «халяву» — голенище сапога. Это факсимильное издание 1984 года.
Музей показывает, как многогранна, полна событиями история нашего края. Замечательные люди жили здесь в разное время: они строили города, возводили крепости, находили полезные ископаемые, участвовали в бурных событиях XVIII — XIX вв., оставили глубокий след в истории Оренбуржья и страны.
Составитель Р.П. Чубарева
ФБ02958. 1987 г. Тираж 20000. Типография изд-ва «Южный Урал». Заказ 4278. Ответственный за выпуск О. Смирнова. Художник Ф. Абленин. Редактор Н. Татаринцев.
Уважаемые посетители сайта, уже много лет «Бердская слобода» является некоммерческим проектом, который развивается исключительно на деньги создателей.
Несмотря на то, что сайт некоммерческий, для его развития и поддержания работоспособности необходимы постоянные денежные вливания. Это не только оплата работы технических специалистов, хостинга, дискового пространства, продления доменных имен, но и приобретение некоторых документов, попадающих в нашу коллекцию из архивов и от частных лиц.
Перевести средства на развитие проекта «Бердская слобода» можно удобным для Вас способом (см. ниже):